Творчество В. В. Стерлигова имеет прямое отношение к философской и поэтической системе ОБЭРИУ и непосредственно связано с концепциями развития пластической формы К. С. Малевича и М. В. Матюшина.
Пластический мир Стерлигова, «парадоксальный в своих неожиданных сопоставлениях и связях», мир, в котором «царствовал алогизм», напрямую связан с манифестом алогизма Малевича в его «Корове и скрипке» (1913) и со строками наиболее близкого Стерлигову по духу обэриута А. И. Введенского «…На обоях человек, а на блюдечке четверг…», или «…В кипятке была зима, в ручейке была тюрьма…», или «…Нам непонятное приятно, / необъяснимое нам друг, / мы видим лес, шагающий обратно, / стоит вчера сегодняшнего дня вокруг…»
Обэриуты отчетливо сознавали, что «разум не понимает мира», в котором живет его обладатель: по-видимому, мир устроен иначе, чем мы предполагаем, опираясь на наши взгляды об окружающем пространстве. Существует не только «мир», но и «антимир», «при этом антимир — живой участник художественного произведения». Человек непрерывно встречается с антимиром, и, как писал Стерлигов, «…человек не может быть неподвижным, и, шагая по этой непрерывной встрече, он преодолевает ее и, потрясенный, находит новое изменение всегда одного и того же мира (неведомые ранее тайны мира), сейчас же находя и соответствующие формы выражения…» Может быть, мы живем в «анти»-мире принимая его за настоящий «мир»? А может быть, кажущийся абсурд другого мира и есть настоящая гармония.
В произведениях Стерлигова множество миров сосуществуют рядом друг с другом и образуют разнопространствие. Миры могут взаимопроникать друг в друга, и начинается «бесчисленное количество цвета и миров».
Эти миры обладают общими свойствами.
«Отсутствие верха и низа — их взаимная обратимость» и, как следствие, — «Безвесие».
«Единовременное бытие самого далёкого и самого близкого, далёкое-близкое».
«Зеркальность» и «обратность мира».
«Выворачивающееся пространство» — движение объёмов и форм по принципу ленты Мёбиуса и движение цвета по тому же принципу. У Стерлигова само пространство обладает свойствами ленты Мёбиуса: оно выворачивается наизнанку, принося с собой ощущение «обратной стороны» мира.
«Пошатнувшееся пространство», создающее картину мира в движении, неожиданных превращениях, в вибрации.
«Окружающая геометрия» — понимание предмета и фона как явлений равнозначных, при котором форма предмета утрачивает вещественность, зато пространство между предметами (фон) приобретает форму, при этом измененный предмет и измененное окружающее предмет пространство взаимодействуют друг с другом. В картину попадает «скрытая геометрия» пространства, совпадающая с природой или трансформированная.
Принимая основные положения обэриутов, но будучи при этом учеником Малевича и последователем основателя органического направления Матюшина, Стерлигов создал оригинальную пластическую систему, развивающую идеи классического русского авангарда. Он считал, что если у Малевича супрематическая прямая преобразовывала структуры кубизма в беспредметные геометрические построения, то им самим раскрыта другая составляющая кубизма — кривая. «…Эта формообразующая кривая, которая в сферическом пространстве образует Купол и Чашу — своеобразную форму “упаковки” мира… Вселенная воспринимается как единый организм, основой которого является чашно-купольная криволинейная структура...» (А. Повелихина). Стерлигов утверждал, что все формы в природе стремятся по кривой к чаше и куполу и что «мы живем в куполе.
Практически во всех работах 1960–70-х годов Стерлигов стремился преодолеть антимонию предмета и беспредметности. Его произведения, даже фигуративные и натурные, часто содержат качества беспредметности. И наоборот, сама беспредметность в открытом им пластическом мире вызывает природные ощущения — в цвете и форме. Это происходит оттого, отмечает художник, что «кривая совпадает с природой». Этот тезис полностью совпадает с представлением Матюшина об «органической» пластике, в которой «…целое является не суммой частей, а своеобразным единством закономерно изменившихся частей. Предметы становятся “беспредметными” только по сравнению со старым, устоявшимся видением, ни в коем случае не абстрактными…» (А. Повелихина).
В конце необходимо отметить, что художественный мир Стерлигова неотделим от его духовного мира и христианской веры. Кривая у Стерлигова не только изобразительный элемент, адекватный строению мира, — кривая освящена: она является нравственной и религиозной ценностью. Стерлигов возвещает о «новом духовном оружии», о новом чашно-купольном бытии. Для него христианские ценности — высота, которой измеряет себя искусство. «…Первейшее, главное в искусстве — его сила. Не образ, не слово, не чувства, не ощущение, не предмет, не абстракция, не беспредметность. Главное в искусстве — присутствие в нем силы. Сила — Божественна»(В. Стерлигов).
Владимир Стерлигов, пройдя лагеря, фронт, ленинградскую блокаду, остался художником культуры 1920-х годов. Мы надеемся, что настоящая выставка и ее каталог помогут зрителям узнать и по достоинству оценить его творчество.