RU  |  EN
Москва, Центральный Дом художника,
Крымский вал, Новые галереи ЦДХ, галерея 10
Ежедневно кроме понедельника, с 11-00 до 19-00
+7 (499) 230 00 77  |  gallery@elysium.ru
издания галереи
Индексы арт-рынка
ИндексДатаЗнач.Изм.
10/11 1700.81 +0.17%  (09/11) 
13/01 2862.42 -0.10%  (25/12) 
новости искусства
Розничный гигант Walmart покупает Art.com
Цель — заманить в магазины молодых интеллектуальных обеспеченных покупателей, интересующихся искусством. И противостоять конкурирующему Amazon.com, у которого уже есть свое арт-направление »
12 Декабрь 2018
«Не счесть алмазов…» Юбилейная коллекция «Антиквариума» на аукционе 15 декабря
Каталог субботнего аукциона составили 200 лотов — редкие книги, автографы, письма, иконы, живопись, графика. Начало торгов в 14:00 »
12 Декабрь 2018
все новости
Выставки
ИЗ ИСТОРИИ ОБЪЕДИНЕНИЯ "БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ". АДОЛЬФ ИЗРАИЛЕВИЧ МИЛЬМАН (1886/88 — 1930)
Дата проведения: 16.11.2004 - 05.12.2004

В 1916 году один из наиболее уважаемых и активных членов художественного объединения «Бубновый валет» Илья Машков написал оригинальный «Тройной портрет» другого художника из того же объединения — Адольфа Мильмана. Портрет этот, который можно считать одним из интереснейших в творчестве Машкова, впоследствии долгое время находился в мастерской художника и демонстрировался на нескольких выставках «Мира искусства» вплоть до 1924 года и даже на XIV Международной выставке искусств в Венеции.

 

На картине в трехчетвертном повороте изображен красивый молодой человек с черной бородой, а за ним виднеются его же изображения анфас, в профиль и со спины. В руке художник держит палитру. Выполнен этот многоракурсный портрет на фоне человеческого и лошадиных черепов. В то время Адольфу Мильману было тридцать лет, и он находился в расцвете своих жизнеок больше.

 

Что же связывало молодого художника с маститым главой столь скандального когда-то общества художников «Бубновый валет»?

 

Большой интерес к деятельности этого объединения наблюдается со дня его основания. Однако до сих пор акцент в основном делался на исследовании творчества его ведущих представителей — П.Кончаловского, А.Лентулова, А.Куприна, И.Машкова, Р.Фалька, имена которых сегодня известны всем любителям искусства. Таким образом, за рамками многочисленных исследований оказалось творчество более десятка молодых художников, которые также входили в это объединение и активно участвовали в его деятельности, но имена которых по ряду причин оказались забытыми.

 

Когда-то, предположительно в 1910-е годы, в период активной деятельности знаменитого объединения «Бубновый валет» Александр Куприн составил шутливую карту под названием «Карта планетной системы "Бубнового валета"». На этой карте он иерархически расположил и охарактеризовал художников, вхо­дивших в это объединение. Иерархия представлялась ему следующим образом: первые места остались вакантными, затем под латинской буквой С (Сатурн) шла планета «Кончаловский» с кольцом, которое называлось «Рождественским»; под D — планета «Фальк» (Нептун); под Е — планета «Куприн» (Уран); под F — «Лен­ тулов» (Венера); под G — Земля, имевшая два полюса, один из которых назывался «Мильманом», другой — «Федоровым»; предполагалось, что у Земли был спутник Луна («Клюшников»)...1 Очевидно, что в этом иерархическом списке отнюдь не последнее и вполне самостоятельное планетарное место занимал художник Адольф Мильман, который вместе с Германом Федоровым представлял планету Земля.

 

Совсем еще молодой Мильман был для своего времени весьма заметной фигурой. Даже Владимир Маяковский в своей разгромной статье «Живопись сегодняшнего дня», вышедшей в 1914 году, не обошел его вниманием. Громя направо и налево все современное искусство и прежде всего Машкова, Кончаловского, Лентулова и других мэтров, Маяковский не забывает и про молодежь: «А за ними полки: юноши, юноши и юноши. Мильманы, Фальки, Савинковы — имя же им легион. Подхватят каждый лозунг, насядут на него со всей своей малограмотностью — и пошла, и пошла»2. Характерно, что из «легиона» Маяковский все-таки выделяет три имени, в том числе и Мильмана.

 

Однако в настоящее время имя Адольфа Мильмана, который входил в первую десятку художников объединения «Бубновый валет» и был ближайшим сподвижником и ассистентом Ильи Машкова, известно, пожалуй, лишь узкому кругу ис­кусствоведов и коллекционеров.

 

Восстанавливать биографию Мильмана приходится буквально по крупицам — по редким упоминаниям в прессе, по воспоминаниям художников-современников и родственников. Родился художник в Кишиневе в 1886 или в 1888 году. В начале 1900-х годов его семья переезжает в Москву. Вскоре по приезде Адольф Мильман поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. При­ мерно в это же время, в 1907—1909 годах, в училище формируется содружество таких молодых художников, как М.Ларионов, Н.Гончарова, А.Куприн, И.Машков, Р.Фальк, В.Рождественский. По воспоминаниям современников, в тот период молодые художники переживают период увлечения творчеством модных французских живописцев, таких как Матисс, Сезанн, Гоген и др. Знакомству с их полотнами способствует собрание С.И.Щукина, а также выставка «Золотого руна».

 

Из воспоминаний Ильи Машкова: «Нам хотелось своей живописью разгромить весь мертво написанный мир, хотелось, чтобы наша живопись была могучая, насыщенная обильным колоритом»3. Возможно, еще до поступления в училище Мильман начинает заниматься в студии-мастерской Ильи Машкова, где уже в 1904 году в качестве учеников студии, как отмечал сам Машков, «занимались серьезно живописью Фальк, Грищенко, Федоров, Мильман, Клюн, Татлин, Осмеркин, Блюменфельд, М.Родионов, Королев и др.»4. Можно предположить, что именно в тот период Мильман знакомится с Ильей Машковым и Робертом Фальком, который также учился у Машкова. С того времени и вплоть до своего отъезда во Францию в 1921 году А.Мильман находится в самых тесных дружеских и творческих контактах с этими художниками. Что касается Ильи Машкова, то впоследствии он стал не только любимым преподавателем, но и ближайшим другом Мильмана.

 

К 1907 году относится знакомство и дружба И.Машкова с П.Кончаловским, а затем и с М.Ларионовым, А.Лентуловым, А.Куприным, В.Рождественским и другими молодыми художниками левого направления. Именно в этой среде осенью 1910 года возникает идея создать художественное объединение с шокирующим названием «Бубновый валет». Илья Машков впоследствии вспоминал: «Это название нравилось большинству... тем, что оно вызвало в тогдашнем московском сытом мещанстве, и купечестве, и дворянстве чувство удивления, изумления, брезгливости... Некоторые... находили в этом названии молодость, юность, задор... Я представлял арестанта, на спине которого был бубновый знак. Мне казалось, что этот бубновый арестант не должен в то время никого признавать, ничего бояться»5. Можно предположить, что перечисленные выше ученики, в том числе и Адольф Мильман, присутствовали на обсуждениях по поводу организации нового молодежного объединения «Бубновой валет», осенью 1910-го бурно проходивших в студии Ильи Машкова.

 

Спустя год, в октябре 1911-го, общество художников «Бубновый валет» учреждено. И уже в ноябре на общем собрании Мильман избран в его административное руководство — в ревизионную комиссию. С этого времени Мильман — активный член объединения и постоянный участник его выставок. На второй выставке «Бубнового валета», которая состоялась в январе и феврале 1912 года, молодой художник выставляет портреты и пейзажи (всего четыре работы). В декабре того же года Адольф Мильман включен в список 18 живописцев, утвержденных в качестве действительных членов общества художников «Бубновый валет». С этим объединением Мильман выставляется до 1914 года в Москве и Петербурге. Наиболее полно экспозиция работ Адольфа Мильмана представляется в 1913 году на выставке в Санкт-Петербурге (12 произведений) и в 1914 году в Москве (18 произведений). На московской выставке 1914 года художник представляет ряд волжских пейзажей, в том числе «Вид Плеса».

 

Однако вскоре общество «Бубновый валет» из-за изменений в его составе начинает постепенно распадаться: в 1916 году его покидают Петр Кончаловский и Илья Машков, перешедшие в объединение «Мир искусства», затем их примеру следует весь основной состав «Бубнового валета» — А.Куприн, А.Лентулов, А.Мильман, В.Рождественский, Р.Фальк, которые присоединяются к «Миру искусства» в октябре 1917 года.

 

Подводя некоторые итоги деятельности Адольфа Мильмана в «Бубновом валете», можно отметить, что за пять лет молодой художник прошел путь от ученика-подмастерья до маэстро, став одним из десяти ведущих художников этого объединения.

 

К сожалению, в России творчество Мильмана представлено очень неполно. Некоторые произведения находятся у родственников, которым Мильман их дарил; кое-что имеется у коллекционеров. Интересно отметить, что почитателем творчества Адольфа Мильмана был крупнейший коллекционер нового русского искусства, один из первых собирателей картин художников «Бубнового валета» И.С.Исаджанов, в коллекции которого находилось несколько пейзажей Мильмана. На основании некоторых сведений можно предположить, что часть своих работ Мильман увез во Францию.

 

Однако даже сохранившиеся работы позволяют составить представление об этапах творческого пути художника. В целом его можно разделить на два периода: первый — очень экспрессивный, отличающийся сложными цветовыми взаимоотношениями, к этому периоду относятся натюрморты, а также пейзажи Бретани, Москвы и волжских городов (1911—1914 гг.), второй — более кубистический, представленный в основном пейзажами Крыма (1915—1920 гг.). Как и большинство бубнововалетцев, он писал главным образом пейзажи, портреты и натюрморты. Однако излюбленным жанром Мильмана был пейзаж, в отличие, например, от Ильи Машкова и Роберта Фалька, которые предпочитали натюрморт и портрет.

 

В целом становление творчества Мильмана пришлось на 1910-е годы XX века, на то время, когда бубнововалетцы в своих экспериментах ориентировались на Запад, на изучение современного европейского искусства, и в первую очередь Сезанна. По мнению известного искусствоведа Г.Поспелова, «московские бубнововалетцы восприняли сезанновское «движение живописи» прежде всего как живописный ход, как чередование мазков и пятен, ложащихся на картине рядом друг с другом. Живопись переживалась ими как вполне обособленный от неподвижного мотива обозримый процесс, в котором и убыстрялось, и обнародовалось движение тысячелетнего времени»6. Для Мильмана это знакомство происходило, конечно, не напрямую, а опосредованно — в первую очередь через творчество Ильи Машкова, ассистентом и близким помощником которого он вскоре стал. Образцом столь тесных творческих взаимоотношений может служить большой пейзаж Москвы, изображающий предположительно район Мясницкой улицы. Очень похожий пейзаж Москвы, был написан Ильей Машковым, очевидно, из его мастерской в Харитоньевском переулке. Мастерская эта располагалась в баш­ не, возвышающейся над пятым этажом; одну стену целиком занимало огромное окно. Из мастерской был выход на крышу, откуда открывалась панорама большей части Москвы. Именно отсюда, скорее всего, и писал Адольф Мильман. Молодой художник строит свой пейзаж так же, как и Машков, — словно с высоты птичьего полета, превращая многочисленные дома с крышами в калейдоскоп разнообразных кубистических объемов. В сравнении с монументальной, построенной на крупных цветовых пятнах композицией Машкова московский пейзаж Мильмана предстает более дробным, многоречивым. Однако глубокая панорама и мажорное напластование ярких цветовых кубистических форм в совокупности создают приподнятое, симфоническое звучание. Хотя точки зрения и композиционные ракурсы на пейзажах несколько различны, в целом они настолько родственны, что представляется возможным датировать мильмановский пейзаж по аналогии с машковским — около 1913 года.

 

На выставке «Бубнового валета» в 1914 году Мильман представляет целый ряд пейзажей — виды маленьких волжских городов, таких как Плес, Юрьевец и др. Пейзажи эти отличаются разнообразием и яркостью цветовой палитры, разработкой больших экспрессивных форм, за счет чего зачастую они кажутся перенасыщенными.

 

Помимо Волги и Крыма художник очень любил Францию, а точнее — Бретань, пейзажи которой были представлены в 1915 году на одной из самых представительных выставок русского авангарда «1915 год». А в 1916 году картина Мильмана «Городок на берегу моря. Бретань» была репродуцирована в альманахе «Московские мастера» со следующим комментарием: «Природа важна постольку, поскольку ее пейзажи есть повод для натюрморта. Предметы — только в комбинации, способствующей выявить организм своей формы»7.

 

Особый интерес в плане выработки индивидуального стиля представляют крымские пейзажи художника. В Крым Мильман ездил ежегодно примерно с 1914 по 1920 год из-за туберкулеза легких. Известны его многочисленные пейзажи окрестностей селения Отузы (Восточный Крым, за Коктебелем), подписанные художником 1915 и 1916 годами. Пейзажи эти представляются в творчестве Мильмана наиболее кубистически конструктивными.

 

Кроме пейзажей, сохранилось и несколько интересных натюрмортов — «Натюрморт с куклой», «Пасхальный натюрморт» и др. По тематике и живописной стилистике они тесно связаны с подобными натюрмортами Машкова.

 

Наряду с творческой деятельностью (возможно, с 1912-го до сентября 1917 года) Адольф Мильман совместно с Ильей Машковым преподает в частной студии живописи и рисунка, основанной последним еще в 1904 году. С 1917/18 годов А.Мильман, тоже вместе с И.Машковым, преподает на курсах в студии А.Э.Миганаджиана.

 

В 1917 году Мильман вслед за Машковым энергично включается в общественно-художественную жизнь Москвы. Он заседает в Совете художественных организаций Москвы, принимает участие в организации ряда конкурсов для создания плакатов, посвященных «Займу свободы», а также активно участвует в деятельности общества «Мир искусства», Союза деятелей художественного образования и эстетического воспитания. С 1918 года Адольф Мильман принимает участие в организации Отдела изобразительных искусств при Наркомпросе. В то же время он не прекращает и выставочной деятельности в Москве. В феврале 1917 года в галерее Лемерсье проводится вернисаж «23-й выставки Московского товарищества художников», в том же году открывается «Выставка картин и скульптуры художников-евреев», на которых А.Мильман представляет ряд своих работ. Его произведения были отмечены критиками. Например, московский критик Я.Тепин в своей статье в журнале «Аполлон» так писал о работах Мильмана: «Он идет к вкусно раскрашенной поверхности, к крепкой массе. Но ему еще нужно прийти к картине как к живописному организму. Его «Вечер на Волге», «Порт в Палди», натюрморты — работы хорошие, бодрые»8.

 

В 1918 году Мильман переезжает в Киев и какое-то время ведет там студию живописи, где среди его учеников были П.Челищев и С.Юткевич. Оттуда он вскоре перебирается в Судак (Крым), где живет до 1920 года. Он много работает, а в феврале 1920 года даже устраивает свою персо­ нальную выставку в Феодосии.

 

Во время одной из своих последних поездок в Крым Адольф Мильман заражается летаргическим энцефалитом. Болезнь прогрессирует, и жена Мильмана, гражданка Франции русского происхождения, в 1921 году увозит его в Париж. Нам мало известно о французском периоде творчества художника, хотя, несмотря на болезнь, Адольф Мильман все-таки участвовал в русских выставках в Париже (общество «Мир искусства», галерея La Boetie и Осенний салон, 1921), в Лондоне (Whitechapel , 1921) и Гааге (1924)9. Кроме того, художник организовал свою студию, которая, к сожалению, просуществовала всего около двух лет.

 

С 1922 года Адольф Мильман уже практически не работал. Последние сведения о художнике известны из писем Роберта Фалька, который в 1929 году несколько раз навещал его в Париже: «...перед отъездом посетил Мильмана. Он лежит уже 8 лет. Болезнь его имеет очень трудное название, вроде «брацихофаленная летаргия». Происходит от бациллы, впервые появилась во время войны в окопах. Он при полном сознании. Всем очень интересуется. Говорить не может...»10. Фальк сделал несколько акварельных и карандашных портретов Мильмана в последний год его жизни.

 

Адольф Мильман умер в Париже 15 января 1930 года.

Примечания

1 Карта планетной системы «Бубнового валета» / Публ. и коммент. Ф.Балаховской // Артхроника. 2004. № 1. С. 40—45.
2 Маяковский В.В. Собрание сочинений: В 12 т. М., 1939. Т. 1. С. 333.
3 Машков И.И. Автобиография // Советские художники. Живописцы и графики. М., 1987. Т. 1. С. 194.
4 Болотина И.С. Илья Машков. М., 1977. С. 400.
5 Машков И.И. Там же. С. 194.
6 Поспелов Г.Г. Русский сезаннизм начала XX века // Поль Сезанн и русский авангард начала XX века. СПб., 1998. С. 159.
7 Северюхин Д.Я., Лейкинд О.Л. Художники русской эмиграции. СПб., 1994. С. 331.
8 Там же. С. 426—427.
9 Сведения о зарубежных выставках были собраны при помощи К.В.Махрова. См. в кн.: Лейкинд О.П., Махров К.В., Северюхин Д.Я. Художники русского зарубежья. 1917—1939. СПб., 1999.
10 Из писем Р.Р.Фалька к матери, М.Б.Фальк. Из архива семьи Р.Р.Фалька.


 



Фотографии с выставки
Имя:
Телефон:
E-mail:
Ваше сообщение:
Ваше сообщение успешно отправлено. Мы свяжемся с вами в ближайшее время. Спасибо!
При отправке сообщения возникла ошибка. Пожалуйста, попробуйте еще раз
или напишите нам на адрес gallery@elysium.ru