RU  |  EN
Москва, Центральный Дом художника,
Крымский вал, Новые галереи ЦДХ, галерея 10
Ежедневно кроме понедельника, с 11-00 до 19-00
+7 (499) 230 00 77  |  gallery@elysium.ru
издания галереи
Индексы арт-рынка
ИндексДатаЗнач.Изм.
10/11 1700.81 +0.17%  (09/11) 
13/01 2862.42 -0.10%  (25/12) 
новости искусства
Цены AI Аукциона № 205. Снегур — 160 000
Самый высокий интерес посетителей аукциона в этот раз был к работам Игоря Снегура, Дмитрия Налбандяна и Николая Вечтомова. Картина Снегура, нашего «художника недели», в итоге продана и стала самым дорогим лотом на этот раз »
24 Ноябрь 2017
Современное искусство на торгах «Литфонда» 29 ноября
В каталоге 114 лотов (живопись, графика, фотография, объекты, скульптура) на общую сумму более 11 миллионов рублей. Ценовой диапазон произведений — от 7 700 до 700 000 рублей »
24 Ноябрь 2017
все новости
Выставки
ГРАФИКА, ЭТЮДЫ И СКУЛЬПТУРА «СОЮЗА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ»
Дата проведения: 02.12.2003 - 28.12.2003

Декабрь — время активной выставочной деятельности в Москве. Так было всегда, так было и в 1903 году. Открытие выставки «Союза русских художников» (СРХ) состоялось накануне Рождества. Все последующие вернисажи «Союза» открывались в конце года. Все, кроме последнего.

 

Последняя, весенняя, выставка графики и этюдов после длительного перерыва (1918 — 1921) состоялась 13 мая 1923 года. Так, 80 лет назад была сделана последняя попытка воскресить историю, попытка еще раз доказать, что произошедшее в 1903 году объединение большой группы московских и петербургских художников было правильным шагом.

 

В проходившей в 1903 году в Петербурге выставке журнала «Мир искусства» (в залах Общества поощрения художеств) принимало участие много москвичей. Экспозиция выставки показала традиционный антагонизм Петербурга и Москвы.

 

«Но большом собрании, устроенном Дягилевым в его доме, он решил поставить точку над "i" и вроде как бы возбудил "вопрос о доверии", и тут неожиданно оказалось, что у москвичей уже предрешена организация самостоятельного выставочного объединения — "Союз русских художников". Дягилев тут же отказался от ведения выставочного дела, и москвичи, люди гораздо более деловые, чем мы, оказались победителями. (Коноводами были Переплетчиков, Виноградов и хитрый Костя Коровин.)».

Из «Воспоминаний» М. Добужинского


А.Бенуа вместе с некоторыми петербуржцами (И.Билибиным, О.Бразом) высказался за поддержку нового объединения, так как по поводу последней выставки «Мир искусства» «можно судить, что наше дело занедужилось и требует коренных реформ...» 22 декабря 1903 года группа московских художников (М.Аладжалов, А.Архипов, А.Васнецов, М.Врубель, Н.Досекин, С.Иванов, Н.Клодт, С.Коровин, М.Мамонтов, М.Нестеров, И.Остроухое, Л.Пастернак, К.Первухин, В.Переплетчиков, А.Рылов, А.Степанов, П.Щербов), а также часть художников петербургского объединения «Мир искусства» (В. Борисов-Мусатов, А.Головин, И.Грабарь, М.Дурнов, Е.Лансере, Ф.Малявин, Н.Рерих, В.Серов, Н.Тархов, П.Трубецкой, Я.Ционглинский) подписали устав нового общества (автор — В.Переплетчиков). Новое объединение, имеющее своей целью, как было записано в уставе, «содействовать расизведений...», открыло свою первую выставку в помещении Строгановского училища. Затем выставки проходили ежегодно. Всего их было восемнадцать.

 

На пожелтевших страницах московских и петербургских газет и журналов этого периода запечатлена история жизнционные полотна И.Остроухова, импрессионистические пейзажи Н.Тархова, историческую живопись А.Васнецова. Однако, как отметил журнал «Мир искусства», выставка представляла собой «цельное органическое явление, в котором прослеживалась общность содержательной сферы многих экспонатов — это тема России...»

 

II выставка, открывшаяся сначала в Петербурге в канун 1905 года, а затем в Москве, показала вполне определенное отношение членов СРХ к роковым событиям этого года. «Никому и ничем не стереть этого пятна», — писал В.Серов И.Репину, призывая его в знак протеста выйти из Академии. Уехали в Париж К.Юон, А.Бенуа, Н.Клодт. В сатирическом журнале «Жупел» (основан М.Горьким) помещали свои рисунки В.Серов, М.Добужинский, И.Билибин, Е.Лансере. Художники Б.Кустодиев, В.Серов, В.Поленов, С.Иванов создавали работы, обладавшие большой ценностью художественного документа.

 

«Как некогда барбизонцы, устремились русские художники на лоно природы, спешили вынести мольберты под открытое небо. Это была пора радостного волнения и лихорадочной работы... Ко всему, что изображали, художники подходили лишь с двумя критериями: имя первому было — "живописность", второму — "русскость"...»


А . Койранский (цит. по кн. В.Лапшина «Союз русских художников» . М„ 1986)


Печальным был и 1906 год. Закрылся журнал «Жупел»; были арестованы И.Билибин и А.Голубкина. И хотя интерес публики «был ничтожным», как писали в газетах, выставки открывались одна за другой. Одновременно с передвижниками и с петербургским Обществом художников в Москве прошла III выставка «Союза». Несмотря на сильный состав участников и большой интерес к ним со стороны публики, некоторым критикам выставка казалась «малосозвучной» событиям.

 

«Нынешняя выставка "Союза"оставляет бледное и тусклое впечатление. Заметна какая-то усталость, вялость, оцепенение... Выставка бледна содержанием и невелика...


Возникает в конце концов естественный вопрос: нужны ли впредь выставки "Союза"? Мы не так богаты искусством, чтобы за год мог накопиться материал для общей выставки... Такая выставка, как "Союз" кажется непонятным и необъяснимым соединением самых различных художников ради какой-то минутной цели. Ради какой?..»

П. Муратов, «Весы», 1907, 2


Но пока внутри СРХ резких перемен не наблюдалось. Великолепные работы В.Серова, М.Врубеля, М.Добужинекого, А.Бенуа, Б.Кустодиева и др. показывали высочайший уровень умения и таланта — все то, что позднее станет классикой русского искусства. Ill выставка была самой крупной и успешной за все время существования «Союза».

 

Однако постоянное утверждение противоположных художественных идеалов, пластических форм, графического языка позволяло современникам все чаще говорить о разномыслии московской и петербургской групп «Союза».

 

«С некоторых пор стали раздаваться сетования на то, что "Союз" утратил свой первоначальный характер, превратился в случайное, пестрое общество, идущее к распаду... Говорят логичнее было бы, чтобы каждая группа устраивала свою выставку отдельно... Я согласен...

...Однако наряду с самостоятельными группами, почему бы не существовать "Союзу", этому нашему "Салону" Champs de Mars*?

Пестрота нисколько не мешает разбираться в отдельных художниках. Я думаю, что даже необходимо хоть раз в год видеть Серова рядом с Сапуновым и Судейкина рядом с Бенуа... »

И.Грабарь, «Весы», 1908, 7

 

VII выставка «Союза» в Москве произвела впечатление силы и жизнеспособности этой организации. Творческий состав пополнился новыми именами: живописцы Н.Мещерин, К.Богаевский, скульптор С.Коненков и др. В этой выставке приняли участие все члены «Союза» и другие экспоненты (всего более 50 человек).

 

Однако в Петербурге выставка претерпела заметные изменения. Отзывы в печати были не столь благоприятны, как в Москве. Критиков она разочаровала. Недостатки они видели в работах С.Жуковского, который «владеет патентом на старинную мебель из карельской березы и красного дерева», П.Петровичева, выдавливающего «на холст целые тюбики охры», В.Переплетчикова, у которого «в этом сезоне много тишины, но мало живописи», Н.Клодта, в вещах которого, «написанных между 3-м и 4-м блюдом хорошего обеда, нет живого места».

 

Все это могло показаться обыкновенной газетной шумихой, если бы не статья А.Бенуа, появившаяся в Февральских номерах газеты «Речь» (1910 г.). В этом популярном издании были опубликованы четыре «Художественных письма», где указывалось, что к успеху выставки «Союза» московская группа объединения никакого отношения не имеет и что своим присутствием даже уменьшает ее значение. Полемика разгорелась на страницах многих газет и журналов. Московская группа написала ответное письмо А.Бенуа, а В.Переплетчиков и С.Виноградов срочно выехали в Петербург для переговоров.

 

Итак, на седьмом году своего существования «Союз» разделился на две группы, одна из которых (московская) оставила за собой название «Союз русских художников», а другая (петербургская) вновь стала носить имя «Мир искусства». После ухода петербургской группы в «Союзе» осталось всего 17 человек — ровно столько, сколько было при организации «Союза». Положение стало критическим. 3 октябре 1910 года москвичи созвали экстренное собрание, на котором было решено пригласить на свою выставку художников И.Бродского, А.Рылова, В.Масютина, А.Средина, С.Судьбинина, М.Яковлева. Вернисаж состоялся 26 декабря на Большой Дмитровке. Участниками выставки стали академики В.Суриков и В.Васнецов. Успех превзошел все ожидания. Критики единодушно оценили выставку положительно. Подобное достижение, вероятнее всего, было связано с единством художественного мышления москвичей и с их следованием прежним творческим принципам после раскола «Союза». В общем, наступила пора всеобщего признания.

 

Все последующие выставки (1910 — 1914) воспринимались как крупнейшие события художественной жизни. Художники «Союза» стали модными. На вернисажи приходили представители высшего общества, крупные меценаты активно приобретали их произведения. Специальные комиссии Третьяковской галереи, Музея императора Александра III, Румянцевского музея отбирали картины еще до открытия выставок.

 

«Перед входом длинной вереницей вытянулись автомобили, кареты, извозчики. В залах сплошная толпа. Играет музыка. Мелькают изящные туалеты, смокинги, эффекты, прически. Множество художников, пришедших посмотреть свои или чужие картины... Расхаживают меценаты и ценители: Гиршман, Рябушинский и др. Много представителей аристократического мира: П.С.Оленин, Ф.Ф.Коммиссаржевский. В 4 часа показывается высокая фигура Ф.И.Шаляпина, которого встречают аплодисментами. Много картин раскуплено уже в первый день: в Третьяковскую галерею — приобретены "Радостный май" Жуковского, "Утро" Крымова и "Холодной весной" Туржанского; в Румянцевский музей — офорты Масютина; в Музей императора Александра III — "Осень" и "Весенний ветер" Туржанского, а у Жуковского "поэзия старого дворянского дома" и "Свежий снег". Публики в день открытия было около 2 тысяч человек...»

«Голос Москвы», 1912, 28 декабря, № 298


В целях дальнейшего усиления авторитета объединения в «Союз» приняли новых членов: Г.Бобровского, К.Ульянова, М.Сарьяна, Д.Стеллецкого, А.Мурашко, Н.Крандиевскую.


На X выставке (юбилейной) было представлено редкое обилие работ: И.Бродский — 28, П.Петровичев — 32, Л.Пастернак — 22, А.Васнецов — 20, Л.Туржанский — 26. Фактически это было несколько персональных выставок.

 

В 1911 году произошло событие, которое в значительной степени повлияло на дальнейшую судьбу «Союза». Из устава объединения был ликвидирован параграф о праве каждого члена выставлять свои произведения в течение десяти лет без жюри, что привело к укреплению положения старых членов и основателей «Союза», но одновременно лишило объединение его демократической основы. История повторяется: «Товарищество передвижных выставок» (из которого отчасти вышли будущие «союзники») распалось именно по этой причине.

 

С 1913-го по 1916 год из «Союза» ушли Н. Ульянов, С. Коненков, К. Богаевский, М. Сарьян. Некоторые художники прекратили выставляться на очередных выставках. «Союз» стал замкнутым. Приток новых сил был ограничен.

 

А ведь еще не так давно, в 1907 году, при активном участии Н.Кульбина открылась выставка «Современные течения в искусстве», в которой «Союз» принимал участие вместе с группами «Треугольник», «Московский салон», «Художественно-психологическая группа». В созданном в том же году Обществе свободной эстетики активно участвовали В.Серов, В.Переплетчиков, Н.Досекин, И.Грабарь вместе с В.Брюсовым, А.Блоком, М.Цветаевой, М.Волошиным, М.Ларионовым, П.Кузнецовым, Н.Сапуновым и др. А будущие деятели авангардистского искусства М.Ларионов, Н.Гончарова, К.Малевич, А.Моргунов, А.Лентулов экспонировали свои работы на выставках СРХ.

 

Стремление отказать новому поколению в возможности искать иные пути в искусстве было тревожным симптомом. Не удивительно, что деятельность «Союза» подвергалась постоянным нападкам со всех сторон. Так, «Бубновый валет», сам обвиненный приверженцами М.Ларионова в академизме, назвал «Союз» и его членов «бойкой торговой фирмой». Критики из «Аполлона» и позднего «Мира искусства» без устали ставили в вину «союзникам» застой, повторяемость мотивов и настроений. Изоляция и обособленность неизбежно вела к гибели. Приближалось время, когда о «Союзе» будут упоминать только в прошедшем времени. Наступил 1914 год — тяжелое испытание для всех жителей России. В Петербурге с балкона Зимнего дворца обращался к коленопреклоненной толпе Николай II. Москва отметила начало мировой бойни погромом немецких магазинов на Кузнецком мосту. Тем не менее выставочная деятельность «Союза» продолжалась, но критики все чаще отмечали трагическую оторванность художников от жизни.

 

«С каждым годом понижается уровень выставок "СРХ". С каждым годом все больше и больше утрачивают эти выставки значение некоторой художественной манифестации, превращаются в большой и шумный базар разнокалиберного и, по большей части, низкопробного живописного товара...
Каталог выставки (XIV по счету) обнимает свыше 400 номеров. Из них едва ли полсотни заслуживают внимания...
Общее впечатление от выставки — скудное, упадочное... »

А. Койранский, «Утро России», 1916,20 декабря, № 354


«Союз» подошел к тому поворотному пункту, за которым открываются иные пути художественных достижений. В начале 1917 года представители крупных художественных обществ решили создать новое объединение — единую общественную организацию. Так возник «Совет организаций художников Мли в мае того же года к образованию самостоятельного профессионального Союза художников «Изограф». Однако бурная общественная жизнь не мешает активной творческой деятельности художников. Как всегда, в конце года открылась XV выставка «Союза». Традиционен и тематический характер произведений; прежняя производительность, высокий профессионализм. На многих этикетках слово «Продано». «Продажа идет бойко, "покупатель " становится в очередь, и продано тысяч на 60-70... », — писал М.Нестеров (см. прил. 2). Достигнув признания и связанного с ним материального благополучия, многие решили, что все хорошо, что поводов для беспокойства нет, но...

«Здесь на выставке... кажется, никто и ничего уже не ищет. Здесь все давно нашли, что искали, и живут у тихой пристани...»

В. Никольский, «Новое слово», 1918


После Октябрьской революции большинство членов СРХ начали активно сотрудничать с новой властью. Сотрудничество это носило в основном общественный характер: преподавание, работа в отделах ис к усств Наркомпроса, музеях и пр. Выставочная деятельность временно прекратилась до 1922 года. XVI выставка «Союза» открылась после пятилетнего перерыва. В экспозиции появилась живопись и скульптура новых мастеров: О.Малютиной, Н.Андреева, В.Яковлева, В.Домогацкого. Были приглаше ны и именитые художники: А.Голубкина, М.Нестеров, В.Бакшеев. Однако все это не изменило характера творческой деятельности «Союза».

 

«Накануне нового года "вся Москва" сошлась на торжественное открытие выставки Союза русских ху до жников. Это семнадцатая выставка Союза и, в частности, вторая после пятилетнего перерыва, вызванного революцией.

Да, в Союзе русских художников ничего не изменилось. Те же, уже столько лет монополизированные им русскue снега и оттепели, утра и сумерки, златоверхие церкви и глухие деревни, мирные пейзажи и тихие монахини... Времена переменились. Союз окончательно состарился. В том-то и заключается невольная заслуга молодого искусства, что как бы оно ни ошибалось в разбегах своих, однако после него уже нельзя б ез смертной скуки смотреть на то, что чуждо всякого духа исканий, всякой напряженности чувства и мысли, на чем лежит печать обывательщины... »

Я. Тугендхольд, «Известия», 1923, 13 января, № 8


И в новь перед «Союзом» встала все та же задача — восстановить утраченный авторитет. Письмо С.Малютина заведующему выставками «Союза» В.Бычкову содержало призыв к действию : «...Мы всецело стоим за устройство выставки рисунков, этюдов в мае сего года, а равно работ общего течения "Союза "(пейзажи, натюрморты, портреты и т. п.). Настало время не дремать реализму...» В мае 1923 года в Москве такая вы ставка открылась. Была она восемнадцатой и последней в жизни СРХ и называлась «Весенняя выстав ка Союза русских художников».

 

На этот раз все было необычным: и время открытия, и название, и состав участников, а главное — характер представленных произведений. Впервые выставка была сформирована преимущественно из графических работ.

 

«...Ее область (графики ) — область активного отношения к миру. Художник тут не берет от мира, а дает миру — не воздействуется миром, а воздействует на мир... »

П. Флоренский, «Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях»


Бы ла ли это еще одна попытка видоизменить художественный язык, раскрыть себя в ином измерении? А может быть, протест против устаревших, застывших форм?

 

К сожалению, участники СРХ оказались неспособными в новой эпохе выразить свои идеалы, ответить своим искусством на запросы современников. И, несмотря на неоднократные попытки возродить к жизни деятельность «Союза» (в 1924 году прошло совещание членов СРХ в Историческом музее, в 1925 году В.Бычков попытался собрать работы для новой выставки; в 1926 году М.Яковлев писал письма из Бельгии всем старым членам «Союза» о необходимости «найти выход»), все усилия оказались тщетными — период цветения закончился, «Союз русских художников» прекратил свое существование.

 

…В 1908 году сотрудники одной из московских газет провели среди художников анкетирование, чтобы определить «будущие пути, по которым движется искусство». При чтении ответов сегодня в глаза бросается очевидный факт: в действительности все произошло совершенно иначе.

Ю.М.Лоев


Приложение 1

Выставки «Союза русских художников»


I выставка
Москва, с 22 декабря 1903 года в помещении Строгановского училища

II выставка
Петербург, с 31 декабря 1904 года в помещении Академии художеств
Москва, с 13 февраля 1905 года в помещении страхового общества «Якорь» (угол Столешникова пер. и ул. Петровки)

III выставка
Москва, с 3 апреля 1906 года в помещении Строгановского училища

IV выставка
Петербург, с 27 декабря 1906 года в помещении Академии художеств
Москва, с 11 февраля 1907 года в помещении Строгановского училища

V выставка
Москва, с 26 декабря 1907 года в новом помещении Строгановского училища (ул. Мясницкая)

VI выставка
Москва, с 26 декабря 1908 года в помещении бывшего дома кн. Голицына (ул. Волхонка, 14)
Петербург, с 28 февраля 1909 года (ул. Мойка, 12, в доме А. С. Пушкина)

VII выставка
Москва, с 26 декабря 1909 года в помещении Литературно-художественного кружка (ул. Б. Дмитровка, дом Востряковых)
Петербург, с 20 февраля 1910 года в помещении дома Армянской церкви (Невский проспект, 42)
Киев, с 13 апреля 1910 года в помещении городского музея

VIII выставка
Москва, с 26 декабря 1910 года в помещении Литературно-художественного кружка (ул. Б. Дмитровка, бывшей гимназии О. А. Виноградской (Покровский дом Вострякова)
Петербург, с 17 февраля 1911 года в помещении бывшей Государственной типографии (ул. Инженерная, 2)

IX выставка
Москва, с 26 декабря 1911 года в помещении Училища живописи, ваяния и зодчества (ул. Мясницкая, 21)
Петербург, с 15 февраля 1912 года в помещении бывшей Государственной типографии (ул. Инженерная, 2)

X выставка
Москва, с 26 декабря 1912 года в помещении Училища живописи, ваяния и зодчества (ул. Мясницкая, 21)
Петербург, с 10 февраля 1913 года в помещении бывшей Государственной типографии (ул. Инженерная, 2)

XI выставка
Москва, с 26 декабря 1913 года в помещении Училища живописи, ваяния и зодчества (ул. Мясницкая, 21)
Петербург, с 9 февраля 1914 года в помещении бывшей Государственной типографии (ул. Инженерная, 2)
Казань, с 9 апреля 1914 года в помещении художественной школы (ул. Грузинская)

XII выставка
Москва, с 26 декабря 1914 года в помещении Художественного салона (ул. Б. Дмитровка, 11)
Петроград, с 14 февраля 1915 года в частном помещении (Загородный проезд, 11/40, у «Пяти углов»)

XIII выставка
Москва, с 20 декабря 1915 года в помещении бывшей гимназии О. А. Виноградской (Покровский бульвар, 8)
Петроград, с 20 февраля 1916 года в помещении Интимного театра Б. С. Неволина (Крюков канал, 12)

XIV выставка
Москва, с 18 декабря 1916 года в помещении бывшей гимназии О. А. Виноградской (Покровский бульвар, 8)
Петроград, с 10 февраля 1917 года в помещении Интимного театра Б. С. Неволина (Крюков канал, 12)

XV выставка
Москва, с 26 декабря 1917 года в помещении Училища живописи, ваяния и зодчества (ул. Мясницкая, 21)

XVI выставка
Москва, с 5 января 1922 года в помещении IV открытой показательной школы, бывшей гимназии О.А.Виноградской (Покровский бульвар, 8)

XVII выставка
Москва, с 31 декабря 1922 года в доме 32 на ул. Пречистенке

Весенняя выставка «Союза русских художников»
Москва, с 13 мая 1923 года в помещении Театра В. Комиссаржевской (ул. Тверская, 37)

Приложение 2

Деловые итоги VI и VII выставок «Союза русских художников» 1909 и 1910 годов

 

VI (Москва)

VI (Петербург)

VII (Москва)

Количество работ, представленных на выставку

363

472

454

Количество купленных работ

71

32

100

Количество участников выставки

51

68

49

Количество авторов, у которых -поиобретены работы

36

18

28

Сумма купленных работ, руб.

16 870

7780

25 515

Сведения о произведениях искусства, приобретенных на выставках «Союза русских художников» в Петербурге и Москве в 1912 — 1915 годах

Год

Сумма, вырученная за проданные работы, руб.

Количество приобретенных работ

1912

31 500

Около 60

1913

26 000

60

1914

Свыше 47 000

 

1915

60 000

 

Закупки, сделанные Советом Городской художественной галереи П. М. и С. М. Третьяковых 28 января 1911 года с выставки СРХ, и цены (в руб.):

С.Коненков «Старичок-полевичок» — 3200
П.Петровичев «Спас Нередица» — 650
K.Юон «Сельский праздник» — 800
К.Коровин «Ночь» — 600


* Марсово поле (франц.).

 



Фотографии с выставки
Имя:
Телефон:
E-mail:
Ваше сообщение:
Ваше сообщение успешно отправлено. Мы свяжемся с вами в ближайшее время. Спасибо!
При отправке сообщения возникла ошибка. Пожалуйста, попробуйте еще раз
или напишите нам на адрес gallery@elysium.ru