RU  |  EN
Москва, Центральный Дом художника,
Крымский вал, Новые галереи ЦДХ, галерея 10
Ежедневно кроме понедельника, с 11-00 до 19-00
+7 (499) 230 00 77  |  gallery@elysium.ru
издания галереи
Индексы арт-рынка
ИндексДатаЗнач.Изм.
10/11 1700.81 +0.17%  (09/11) 
13/01 2862.42 -0.10%  (25/12) 
новости искусства
Итоги AI Аукциона № 196. Исупов — 207 000. Продано 70 %
Географический охват продаж в этот раз огромен: Цюрих, Питер, Москва, Нижний Новгород, Тольятти, Краснодар, Лабинск, Харбин. Покупатели разбирали лоты порой с превышениями, но все равно по выгодным ценам. И правильно сделали »
22 Сентябрь 2017
20 000 открыток из частного собрания и самое актуальное из изобразительных искусств в «Литфонде»
27 сентября состоится аукцион «Открытки, фотографии и книги из частного собрания», а 30 сентября пройдет «Аукцион печатной графики XVIII–ХХ вв.» »
22 Сентябрь 2017
все новости
Выставки
БЛАГОРОДНАЯ СИМФОНИЯ РИТМА. ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ В.М.ХОДАСЕВИЧ
Дата проведения: 29.10.2002 - 30.11.2002

На ловца и зверь бежит» — так начинаются воспоминания Валентины Ходасевич о своей творческой жизни и о встречах со многими замечательными людьми. Действительно, она как магнит притягивала к себе самых интересных и одаренных современников. Среди ее знакомых были Н. Гончарова и М. Ларионов, В. Татлин и Д. Бурлюк, Р. Фальк, С. Радлов и В. Мейерхольд, А. Толстой и В. Маяковский и, конечно, друг, товарищ и почитатель ее таланта — Алексей Максимович Горький.

 

Огромное влияние оказали на Валентину родители, в частности отец, который не мог примириться с тем, что сам не стал художником и питал «страстную любовь к всяческому искусству... особенно к живописи». Он сделал из своей квартиры небольшой музей, где хватало места и для картин старых мастеров, и для предметов церковного обихода, и для медалей и монет. Валентине Ходакевич везло с самого начала: в 1900 году художник В. Комаров написал портрет маленькой Вали; в дальнейшем она не раз позировала Ф. Рербергу, у которого брала уроки рисования, Н. Гончаровой и М. Ларионову, Н. Радлову и Н. Акимову. Свой первый портрет она написала в возрасте десяти лет с жены своего дяди Владислава Ходасевича — Марины. 

 

Валентина много училась за границей, набираясь впечатлений в Германии и Италии; во Франции ее поразили Париж и Версапь. После возвращения из-за границы в 1911 году состоялась ее первая выставка, на которой были представлены московские этюды, портреты ее подруги Жени, И. Данилова1 и индуски, позировавшей ей во время учебы в Париже. С этой выставки и началась профессиональная деятельность художницы: посыпались заказы на портреты, начали проходить выставки. Жизнь стала очень насыщенной, появилось много новых знакомых, среди которых были художники М. Сарьян, А. Лентулов, Г. Якулов, поэт В. Каменский. Чуть позже, в 1913 году, Валентина Ходасевич на первом представлении трагедии «Владимир Маяковский» познакомилась с авторами и художниками, оформлявшими этот спектакль, — П. Филоновыми и И. Школьником. В это время она интенсивно работала: портреты и фантазии на библейские темы пользовались огромным успехом. Живопись была ее коньком; графика пока оставалась в тени. В этот период она много выставлялась в «Бубновом валете», в галерее Лемерсье, в Художественном бюро Н. Добычиной, в Художественном салоне К. Михайловой, была участницей выставки «Трамвай В».

 

Но вот наступил 1916 год, который стал переломным в творчестве Ходасевич. Все началось со знакомства с Сергеем Маковским2, который пригласил художницу на вечер, посвященный А. Скрябину, в редакцию журнала «Аполлон». Маковский, к удивлению Валентины, предложил ей поработать в театре, о чем она никогда не никогда не помышляла. После этого Ходасевич стала обращать внимание на оформление спектаклей в театре «Привал комедиантов»3 и пришла в восторг от работ С. Судейкина и Н. Сапунова. Именно в этом театре в 1918 году она приняла предложение режиссера К. Тверского о работе над спектаклем по пьесе «Древо превращений»4

 

Н. Гумилева. После премьеры публика аплодировала юной художнице. Декорации были убедительные, очень реалистичные и получили высокую оценку критики. После этой постановки Валентина Ходасевич была признана как театральный художник.

 

Вскоре Валентина Ходасевич была приглашена на должность главного художника в театр «Народная комедия»5, созданный в 1919 году и возглавляемый С. Радловым. Это был театр гротеска и буффонады, поэтому в нем играли как артисты драматических театров, так и цирковые. За два неполных года существования «Народной комедии» состоялось 14 постановок, к 12 из которых эскизы декораций и костюмов сделала Валентина Ходасевич. В их числе: «Невеста мертвеца», «Султан и черт», «Приемыш», «Версальские благодетели» (все либретто С. Радлова); «Летающий лекарь», «Г-н де Пурсоньяк» (по пьесам Ж.- Б. Мольера) и др. Новаторский стиль театра давал огромное поле для экспериментов с костюмами и гримом, с обустройством сцены из нескольких ярусов и с конструкциями. Сценическое решение роли подсказывали гротескные костюмы и грим типажей (необыкновенной формы носы и уши по заказу В. Ходасевич были сделаны из желатинной эластичной массы протезным мастером).

 

Несколько раз приходил на спектакли М. Горький. По просьбе С. Радлова он написал скетч «Работяга Слово-теков», который тоже оформляла В. Ходасевич. Спектакль шел всего один раз и был снят сразу после премьеры по политическим мотивам.

 

Помимо театральных работ художницу увлекало оформление массовых зрелищ и празднеств. Еще в 1920 году вместе с С. Радловым она работала над спектаклем «Блокада России», который устраивался в первом доме отдыха для рабочих на Каменном острове. (Позже вместе с Т. Бруни, Е. Якуниной, архитекторами А. Оль и В. Щуко Валентина Ходасевич занималась украшением Ленинграда к празднику 10-летия Октябрьской революции. Размах торжеств был колоссальным: в них принимало участие две тысячи человек, использовались миноносцы и катера, устраивались звуковые и световые эффекты, фейерверки — словом, было где разгуляться фантазии художника.)

 

В конце 1921 года Валентина Ходасевич работала над эскизами к спектаклю «Архангел Михаил» в 1-й Студии МХТ. Это ее первая постановка в Москве — первая и последняя работа с Е. Вахтанговым, который из-за болезни так и не смог довести дело до конца. Все эскизы для этого спектакля отличаются большими размерами, чтобы были досконально видны грим, постановка рук и ног, жесты и детали костюмов.

 

Однако ситуация в стране изменилась, начинался НЭП и государству потребовался другой театр.

 

В 1921 году в Петрограде В. Козинцев и Л. Трауберг организовали общество «Фабрика эксцентризма»6, пропагандировавшее высшую форму театральности, основанную на динамике и трюках, с использованием элементов мюзик-холла и цирка. Вернувшись в Петроград, В. Ходасевич встречается с «фэксами» и оформляет по их просьбе спектакль «Обращение капитана Брасбауна» (Б. Шоу), который шел в Большом драматическом театре. А на следующий год, в «Музыкальной комедии» у С. Радлова она делает эскизы костюмов к двум опереттам: к «Девушке-сыщику», на постановке которой знакомится с молодым Леонидом Утесовым, и к «Дориане и случаю», где она удачно использует игру на контрастах между черно-белыми мужскими костюмами и многоцветным костюмом для единственной женской роли Дорианы.

 

После этого В. Ходасевич пришлось сделать перерыв в работе, поскольку она с мужем (художником А. Дидерихсом) была командирована Внешторгом сначала в Стокгольм, а затем в Париж, но к концу 1924 года она уже приехала в Сорренто к М. Горькому. Именно там она получила приглашение от римского театра Пиранделло оформить постановку трагедии «Лукреция» на стихи Кавиккиоли, но спектакль отменили, и она вернулась в Сорренто. И снова пришло приглашение — теперь уже из Милана: театр Татьяны Павловой ставил «Псишу» Ю. Беляева.

 

Возвращение в 1927 году в Россию принесло неожиданные творческие удачи. Поставленному С. Радловым в студии консерватории оперному спектаклю «Риголетто» Д. Верди обеспечили успех декорации в исполнении В. Ходасевич, точно передававшие дух и стиль Италии. Не менее успешной была премьера «Отелло» в Академическом театре драмы, приуроченная к юбилею Ю. Юрьева. По оценке самой художницы, это была ее лучшая работа в театре. Новаторской была сама идея декораций: звенели занавески из медных пластин, на Фоне которых развивалось действие спектакля, поднимались и опускались живописные полотнища, обозначавшие различные сцены.

 

После непродолжительной поездки к М. Горькому в Сорренто Ходасевич вернулась в Ленинград, где ее ожидало много работы: первая постановка «Мюзик-холла» — театральное обозрение «С неба свалились» с участием К. Голейзовского; в театре «Музыкальная комедия» — оперетта «Холопка» Н. Стрельникова. Успех последней был фантастическим, поэтому позже именно эта постановка с декорациями и костюмами Ходасевич (но уже с другими артистами) ставилась на всей территории Советского Союза.

 

В середине 1929 года С. Радлову предложили написать и поставить представление для закрытия Первого Всесоюзного слета пионеров. В помощницы себе он выбрал, естественно, Валентину Ходасевич. На этот раз на стадионе «Динамо» были использованы настоящие пожарные лестницы, из которых был построен индустриальный город, и 60 прожекторов, освещавших любое место действия.

 

После трагической гибели В. Маяковского, с которым Валентина Ходасевич была близко знакома, она стремилась отдать все свои силы работе, чтобы заглушить боль утраты. С 1932-го по 1936 год она работала главным художником в ГАТОБе7, где оформила «Золотой век» — балет на музыку Д. Шостаковича. Это была ее первая и очень трудная работа в балете. В 1934 году в этом же театре был поставлен балет «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева. Удались и костюмы, и декорации. Спектакль пользовался большим успехом, поэтому позднее, в 1936 году, его решили поставить на сцене Большого театра. Кое-что попросили переделать — так появилось несколько вариантов карандашных набросков для эскизов декораций и костюмов.

 

Утром 22 июня, едва закончив работу над макетом декорации к «Евгению Онегину», Ходасевич узнала о начале войны. В месте с семьей Натана Альтмана она уехала в эвакуацию в Пермь. Вскоре туда же прибыл ее театр. По традиции сезон 1941 года открылся оперой «Иван Сусанин». Условия были тяжелые, жизнь полуголодная, но все же удалось поставить «Трубадура», «Аиду» и балет «Фауст» на музыку Ш. Гуно (балетмейстер Л. Лавровский). Спектакль был вполне успешным, поэтому его возобновили в 1949 году. В октябре 1941 года Ходасевич с мужем получили вызов в Ташкент. На следующий день после прибытия она уже пришла на службу в Русский оперный театр.

Окончательный вариант эскиза декорации или костюма для Ходасевич был немыслим без оптимального ракурса и цветовой гаммы. Она создавала множество набросков карандашом и в цвете, которые образовывали визуальный ряд, по могающий представить поиск законченной композиции. Можно проследить, как художница работает над декораци ей, добавляя или убирая отдельные детали, играет светом, меняет положение гротов, выходов и лестниц.

 

Так, к постановке «Фауста» Ш. Гуно и «Сольвейг» Э. Грига было выполнено более 40 эскизов декораций, начиная с карандашных распланировок и заканчивая эскизами, воплощенными на сцене. Было создано несколько эскизов «Тюрьма» (Маргарита в темнице), на которых изображена женская фигура в луче света, а также набросков интерьеров тюрьмы с различными моделировками арок и решеток. «Царство вечных льдов» в «Сольвейг» — это более десяти э скизов, в которых Ходасевич старалась отобразить мрачность и холодность обители Ледяной девы. Здесь в разных вариантах представлены изображения сосулек, свисающих с потолка пещеры, замерзшие фигуры и статуя самой Ледяной девы. Отдельно разрабатывались грим и образы чудищ и троллей из Ледяной страны.

 

После войны, в 1951 году, на сцене ГАТОБа поставили оперу «Гугеноты» Дж. Мейербера в оформлении В.Ходасевич, а в 1952 году в Малом академическом оперном театре — балет на музыку Э. Грига «Сольвейг»; в 1954 году во МХАТе — пьесу «Ломоносов» В. Иванова.

 

Балет «Спартак» на музыку А. Хачатуряна в 1957 году на сцене ГАТОБа им. СМ. Кирова стал последней работой В. Ходасевич в театре. Всего она оформила около 150 постановок и по праву считалась одним из лучших театральных художников Ленинграда.

 

Наталья Малайчук

 

 

 

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА В . ХОДАСЕВИЧ

1894, 23 февраля Родилась в Москве в семье известного юриста, с начала 1900-х годов коллекционировавшего современную живопись

Конец 1900-х Посещает воскресные классы в Строгановском училище и студию Ф. Рерберга

1910-1911 Учится в Мюнхене в студии Хаберманна

1911-1912 Посещает частные студии в Париже

•  Работает совместно с группой молодых художников (В. Татлин, Н. Роговин, А. Веснин и др.) в студии на Остоженке в Москве. Начинает участвовать в различных художественных
выставках в Петербурге и в Москве

•  Выходит замуж за художника А. Дидерихса и переезжает в Петербург

•  Знакомство с М. Горьким

•  Участвует в оформлении кафе «Питтореск» в Москве. Пишет портрет А. М. Горького (ныне в Пушкинском доме в Санкт-Петербурге).

1918-1919 Дебютирует в театре — оформляет спектакль «Древо превращений» по пьесе Н. Гумилева в театре-студии «Привал комедиантов». Начинает работать с режиссером С. Радловым в театре «Народная комедия». Участвует в оформлении Петрограда к революционным празднествам, иллюстрирует книги и журналы, заведует художественной частью первых домов отдыха трудящихся на Островах

1920 Оформляет массовое театрализованное зрелище «Блокада России»

1922 По приглашению М. Горького полгода живет и работает в Германии под Берлином

1924 Вместе с А. Дидерихсом едет по командировке Внешторга в Лондон и Париж, затем до осени 1925 г. живет у Горького в Сорренто. Во время пребывания в Италии оформляет спектакли в Милане и Риме

•  Декорации к оперетте В. Ранцатто «Женихи на колесах» в Малом оперном театре Ленинграда

•  Декорации к трагедии «Отелло» У. Шекспира в ленинградском Академическом театре драмы.
Оформление массовой инсценировки « 10 лет Октябрьской революции»

•  Вновь совершает поездку к М. Горькому в Сорренто

1930 Декорации к пантомиме В. Маяковского «Москва горит» в 1- м Московском госцирке и к балету Д. Шостаковича «Золотой век» в Государственном академическом театре оперы и балета (ныне Мариинский театр оперы и балета)

1932-1936 Главный художник Государственного академического театра оперы и балета (с 1935 г. — им. СМ. Кирова) в Ленинграде

1934 Декорации к балету Б. Асафьева «Бахчисарайский фонтан» в Государственном академическом театре оперы и балета. Персональная выставка в Доме театральных работников в Ленинграде

1941 Вместе с Государственным академическим театром оперы и балета им. СМ. Кирова работает в Перми (тогда г. Молотов)

1942-1943 Живет в эвакуации в Ташкенте

1943-1945 Живет в Москве

1945-1953 Живет и работает в Ленинграде

1953-1970 Живет и работает в Москве

1970, 25 мая Умерла в Москве

Более подробные биографические сведения о жизни и творчестве В. Ходасевич: В. М. Ходасевич — Л.,  1927; Каталог выставки работ художника Валентины Ходасевич. XV лет в театре. — Л., 1934; М. Эткинд. Валентина Ходасевич. — «Искусство», 1971, № 8.


1Данилов И.Т. — юрист, помощник М. Ходасевича, отца В. Ходасевич.

2Маковский С.К. — сын художника К . Маковского.

3«Привал комедиантов» — театр-студия при Петроградском театральном отделе (ПТО).

4Премьера спектакля «Древо превращений» состоялась 6 февраля 1919 года.

5Первоначальное название: Театр народного дивертисмента.

6Общество «Фабрика эксцентризма» (ФЭКС) занималось театральными постановками в 1921-1924 годах. С 1924 года деятельность «Фабрики эксцентризма» связана с кино.

7ГАТОБ — Государственный академический театр оперы и балета. С 1935 года — им. СМ. Кирова, с 1992 года — Мариинский театр оперы и балета.



Имя:
Телефон:
E-mail:
Ваше сообщение:
Ваше сообщение успешно отправлено. Мы свяжемся с вами в ближайшее время. Спасибо!
При отправке сообщения возникла ошибка. Пожалуйста, попробуйте еще раз
или напишите нам на адрес gallery@elysium.ru