RU  |  EN
Москва, Центральный Дом художника,
Крымский вал, Новые галереи ЦДХ, галерея 10
Ежедневно кроме понедельника, с 11-00 до 19-00
+7 (499) 230 00 77  |  gallery@elysium.ru
издания галереи
Индексы арт-рынка
ИндексДатаЗнач.Изм.
10/11 1700.81 +0.17%  (09/11) 
13/01 2862.42 -0.10%  (25/12) 
новости искусства
«Не счесть алмазов…» Юбилейная коллекция «Антиквариума» на аукционе 15 декабря
Каталог субботнего аукциона составили 200 лотов — редкие книги, автографы, письма, иконы, живопись, графика. Начало торгов в 14:00 »
12 Декабрь 2018
«Игорь Вулох. Эволюция белого» в Казани
В Галерее современного искусства ГМИИ РТ до 31 января открыта выставка к 80-летию художника-нонконформиста Игоря Вулоха (1938–2012) »
10 Декабрь 2018
все новости
Выставки
МОСКОВСКИЙ САЛОН
Дата проведения: 06.03.2001 - 27.03.2001

Выставка была организована галереей «Элизиум» при участии Воронежского областного художественного музея им. И.Н.Крамского, краеведческого музея г.Пушкино Московской области и Российского государственного архива литературы и искусства. Особая благодарность консультантам О.Н.Бойко, И.А.Вакар, М.А.Каменскому, Н.К.Марковой, В.Ю.Устинову, А.С.Шатских и частным коллекционерам В.П.Березовскому, В.К.Кленову, Г.А.Смирнову, С.Я.Фельдштейну, а также В.В.Зерновой, С.В.Зотовой, Л.С.Петрушевской, П.Н.Чернышевой.

 

Сегодня, когда наша память загружена огромной информацией о том, что происходило в искус­стве прошедших лет, непросто представить себе подлинный контекст и атмосферу художествен­ной жизни России к моменту создания общества художников «Московский салон».

 

Прошло девяносто лет с тех пор, как открылись двери этого объединения. Понадобилось еще семь месяцев для подготовки настоящей выставки, которая впервые сможет дать некото­рое представление об одном из многообразных явлений в искусстве 10-х годов XX века.

 

История формирования художественных группировок и дальнейшей их эволюции отмечена чертами необычайной легкости зарождения и хаотичности размежевания, слабостью внутренних свя­зей внезапностью распада и исчезновения. Требовались «зримые» доказательства своих творческих возможностей.

 

В последних числах декабря 1911 года в Санкт-Петербурге, в конференц-зале Академии художеств, открылся Всероссийский съезд художников. Открывавший съезд известный историк искусства Д. В. Айналов считал современную тенденцию в русском искусстве «знамением нашего времени» и связывал ее с сильно возросшим вниманием к прошлым эпохам. Один из апологетов этого направления Г.К. Лукомский назовет ее «ретроспективизмом» или «неоклассицизмом».

 

Многочисленные выставки, журналы «Мир искусства», «Старые годы», «Столица и усадьба», «Художественные сокровища России» изучают, публикуют, пропагандируют материалы о дворянском быте послепетровской России.

 

Это создавало иллюзию возврата в прошлое, раз уж невозможно было вернуть его реально. Возврата путем воссоздания обстановки, ассоциировавшейся с любимыми героями, всегда личностями исключительными по культуре, возможностям, положению.

 

«Страшная, гнетущая тоска, неудовлетворенность настоящим и неизвестность будущего заставляет обращать взоры на давно прошедшее и там искать потерянной истины», — писал в 1910 году литературовед М. А. Гофман1.

 

Мерилом ценностей являлась дворянская культура того времени, когда наследие Европы ассимлировалось и стало родным. Это тоска по аристократической патриархальности. Чем неустойчивее казалась жизнь, чем меньше духовного и красоты оставалось в ней, тем с большей настойчивостью искали в начале XX века вечных истин и основ в прошлом.

 

«Ретроспективизм» — это эклектическая грусть по времени, которое стало воспоминанием. «Новое не может создаваться само собой, — писал A.Н. Бенуа, — для этого нужна колоссальная, как бы подземная культурная работа, века времени, талантливое вызревание, в котором воля отдельных личностей ни при чем. Такое созревание происходит и в наши дни, но не в искусстве крайних модернистов... а во всем подлинном, исходящем из души, непосредственном творчестве, хотя бы всецело коренящемся в заветах старины, в увлечении ею»2.

 

И вот в эти дни «неслыханных перемен» и «неведанных мятежей» будущие участники общества «Московский салон» создают свою творческую программу.

 

«Прежде всего нас не удовлетворяют случайные выставки, не имеющие какой-либо внутренней спайки. Внимание наше привлекают только группировки художников, объединенных определенной идеей. Такие группы художников существуют : «Передвижники», «Мир искусства», «Союз», «Бубновый валет». Но идейная сторона этих выставок или совершенно для нас неприемлема, или не в полной мере отвечает нашим запросам. Мы стремимся к восстановлению традиций старых мастеров, и в этом — объединяющее нас начало. (Примечание: здесь мы должны оговориться, что под восстанов­лением традиций не следует разуметь подражание старым мастерам, а лишь следование теми путями, ко торыми шли они.)

 

Развал в современном состоянии искусства, быстрая и радикальная смена новых направлений является неизбежным следствием отсутствия преемственности традиций. Искусство не может пра­вильно развиваться вне условий преемственности. У многовекового искусства с меняющимися поколениями художников вырабатываются высокие и убедительные традиции, объединяющие вокруг себя новые поколения художников».3

 

Место и время действия

7 февраля 1910 года состоялось собрание учредителей будущего общества «Московский салон» под председательством В. М. Олейника.

«Определением Московского городского по делам об обществах Присутствия от 1 марта 1910 г. Устав общества художников «Московский салон» утвержден и внесен в реестр Общества за № 9. Март 3 дня 1910 г. »4

Первым публичным выступлением общества стал вечер памяти М. А. Врубеля 1 октября 1910 года в литературно - художественном кружке (Б. Дмитровка, дом Вострякова).

10 февраля 1911 года. Открылась первая выставка общества под девизом «Терпимость всех веро­ваний в искусстве». По договору со «Знаменской и Космодемьянской биржевой артелью» в распоряже­ние выставочного комитета было представлено помещение в доме Экономического общества офицеров (Воздвиженка, угол Б. Кисловского пер.). «...10 февраля, четверг. Первый дебют. Вернисаж «Московского салона». Теплый снежный день. Зеркала каминов, цветы, красивая мебель. Все возбуждены, настроение приподнятое... Всюду знакомые лица... » (из воспоминаний участника выставки М. М. Чернышева).

С 18 декабря 1911 года . Вторая выставка (там же).

Декабрь 1912 года январь 1913 года. Третья выставка в литературно - художествен­ном кружке (Б. Дмитровка, дом Вострякова).

12 ноября 18 декабря 1913 года. Четвертая выставка в помещении МУЖВЗ (Мясницкая, 21).

3 ноября 10 декабря 1914 года. Пятая выставка (там же).

13 февраля 13 марта 1916 года. Шестая выставка в помещении салона «Единорог» (По­кровские ворота, 19).

8 ноября 19 декабря 1916 года. Седьмая выставка в помещении МУЖВЗ (Мясницкая, 21).

5 февраля 19 марта 1917 года. Восьмая выставка в помещении «Художественного салона» К. П. Михайловой (Б. Дмитровка, 11).

26 ноября декабрь 1917 года. Девятая выставка в помещении МУЖВЗ (Мясницкая, 21).

Основное ядро общества во главе с И. И. Захаровым и М. М. Агапьевой создали в 1918 году 1-ю Государственную трудовую коммуну художников, позже переименованную в коллектив «ЗОС» (Мертвый пер., 1). Существовала до 13 апреля 1920 года.

Последние выставки «Московского салона» состоялись в 1919 году — III Государственная выставка картин и в декабре 1920 года январе 1921 года — XX выставка отдела ИЗО Наркомпроса.

Весной 1921 года общество распалось. В декабре 1923 года его основные участники стали учредителями общества «Жар-цвет» (1923 — 1929).

 

Действующие лица

Будущие организаторы «Московского салона» В. А. Яковлев и И. И. Захаров встретились в стенах учи­лища живописи, ваяния и зодчества (вместе снимали одну мастерскую). Обладая большими организаторскими способностями, они сплотили вокруг себя круг соучеников-единомышленников : Н.Н. Агапьеву, Е. А. Зернову, М. М. Чернышева, Е. П. Камзолкина и др.

 

В феврале 1910 года был учрежден первый состав правления, в который вошли: И.И. Захаров, В.А. Климов, И. В. Клюн, А. А. Куренной, В. М. Олейник. Председатель правления — В. А. Климов, в 1914 году его сменил Е.И. Камзолкин.

 

«...Соединение различных направлений живописи на одной выставке, их систематическое группирование выяснит вдохновляющие их принципы и идеи»5.

На первой выставке «Салона» В.Э. Борисов-Мусатов, М. А. Врубель (экспонировались его рисунки, исполненные в больнице психиатра Ф.А. Усольцева), А.С. Голубкина соседствовали с К.С. Малевичем, И.В. Клюном, Н.С. Гончаровой, М.Ф. Ларионовым, П.В. Кузнецовым, А.В. Лентуловым, Ф.И. Рербергом, А.А. Зкстер, А.В. Фонвизиным и др. Два зала были отведены работам детей (одна из самых ранних выставок детского творчества в России).

 

В последующих выставках состав участников заметно сузился. Ядро общества составляли: Н.Н. Агапьева, И. Н. Бохан, А. С. Голубкина, Н. М. Григорьев, М. А. Добров, Н. С. Зайцев, И. И. Захаров, Е.А. Зернова, Н. С. Зикеев, Е. И. Камзолкин, В. А. Климов, Д. И. Мельников, И. А. Менделевич, A.Э. Мигананжиан, А. Н. Михайловский, В.Н. Олейник, В. Ф. Франкетти, М. Е. Харламов, Н. М. Чернышев, М. В. Э берман (автор эмблемы «Салона»), В. А. Яковлев и др. По списку каталога 1916 года основная группа общества состояла из 31 человека.

 

Всех их объединяла одна цель: «поворот к «картине», уводящей от случайности этюдов импрессионизма и научных абстракций кубизма»...6 Все они демонстрировали особое, свойственное стилевым тенденциям «неоклассики» сцепление эмоционально-образного начала с предметно-материальным миром, с жизненной, хотя и театрально-преображенной средой.

 

Внутри этой общей для всех установки каждый из художников развивал свою собственную тему. Источником фабул картин В.А. Яковлева служили античная и библейская мифология, И.И. Захаров опирался на достижения мастеров русского классицизма, итальянцев эпохи «маньеризма» Е.И. Камзолкин учился у египетских и ассирийских мастеров, Н.М. Григорьев и A.Э. Миганаджиан обращали свои взоры вглубь средневекового Востока... Et cetera.

 

Но как бы самостоятельно и независимо ни развивалось творчество каждого из них, вся дальнейшая дельность общества представляется работой сплоченной группы единомышленников, которые на протяжении более десятка лет выставочной работы сумели полностью реализовать свою программу.

 

Документальные источники

Основанием для такого утверждения служат многочисленные высказывания современников в периодической печати, и в первую очередь здесь стоит назвать верного сторонника деятельности общества, известного московского критика A.M. Эфроса, а также С. Глаголя, А. Койранского и Д. Варапаева.

«Студия искусств и сцены» , 24 декабря 1911 года:

«... Стремление к новым достижениям очень ясно выражено в произведениях большинства участников выставки. Как-то невольно напрашивается сравнение этой выставки, созданной молодыми силами, с недавно закрывшейся выставкой «Мир искусства», где устроителями были корифеи отечественого искусства... Художники же «Московского Салона»... находят новые слова, но вполне осмысленные, а подчас и красивые, и увлекательные...»

Д. Варапаев


«Вечерние известии» , 27 декабря 1912 года:

«Свежая, бодрящая выставка. Ряд красочных, сочных пятен. Молодость так и брызжет. Много родственного, общего с Союзом...

Общее впечатление — смелость и бодрость... »

 

«Руль» , декабрь 1912 года:

«Случайное совпадение вернисажей французских и русских художников невольно вызывает на сравнение французского и русского искусства.

 

Но в «Московском Салоне», на Мясницкой, участники все молодежь, там все еще в движении, в искании, многое лишь намечается и если исключить уже «постигших тайны истинного мастерства» И. Захарова, Е. Камзолкина... В. Яковлева, то все остальное только в будущем, проекции.

 

Но, несмотря на ученичество, несмотря на иногда непосредственное подражание, вы почти ни у кого из русской молодежи не заметите «рыночных тенденций», желания угодить спросу, современным «широким вкусам»...

 

Какое-то художественное благородство, сознание великой ответственности деятелей искусства объединяет тут всех».

 

«Русское слово» , 36,14 февраля 1916 года:

«...в маленьких, плохо приспособленных для выставок залах салона искусств «Единорог», где разместилась выставка «Московский Салон», атмосфера свежее, пульс творчества бьется сильнее...», «...чувствуется бодрое движение вперед, к новым целям и завоеваниям в области живописи. И эта бодрость атмосферы невольно заряжает зрителя...» «...Последний зал выставки отдан произведениям И. Захарова, влюбленного в творчество старых мастеров, ищущего способов вос­кресить торжественный, т. н. «монументальный» стиль живописи...»

Россций (А. М. Эфрос)


«Наша Родина» , 20 февраля 1916 года :

«...наиболее видные участники этой выставки находятся во власти заветов прошлого... И. Захаров и В. Яковлев учатся у итальянских мастеров эпохи Возрождения, Н. Григорьев — реалист, изобразитель подлинного Востока, пестрой уличной толпы...»

 

«Утро России» , 49,1916 года:

«Московский салон» — содружество молодых художников, более склонных к «пассеизму», чем к футуризму.

 

...Наиболее характерные участники «Салона», В. Яковлев и И. Захаров ясно склоняются к тому неоакадемическому течению, которое вдохновляется немеркнущей красотой старых мастеров и по-новому переживает их искание формы и благородного колорита. И тот и другой склонны к темам мифа и легенды, к штудировке обнаженного тела и, в довершение сходства, — к автопортрету...

 

Бесспорная заслуга молодых художников — поворот к «картине», уводящей от случайности этюдов импрессионизма и научных абстракций кубизма...»

Алексей Койранский


«Русские ведомости» , 37,16 февраля 1917 года :

«... Лозунг «от эскиза к картине» — от импрессионистических случайностей к композиционным заданиям (к этому лозунгу медленно приобщается все наше искусство) — осуществляет «Московский салон» последовательно и упорно. О полотнах центральной группы участников можно сказать, что это уже картины, в былом, классическом значении слова. Своими исканиями он дает базу нашего торжественного академизма первой половины минувшего века — конечно, модернизируя все элементы, сочетая их по - новому... »

Россций (А.М. Эфрос)


«Искусство», 1917, № 3-4, с. 21:

«В Москве еще две выставки. По счету это в нынешнем сезоне, должно быть, уже восемнадцатая «девятнадцатая. Такое богатство искусства, точно нет ни войны, ни внутренней безурядицы, а вокруг царит эпоха Возрождения. Открывшиеся выставки : одна Московского Товарищества, другая — Московский Салон».

Сергей Глаголь


«Итак, итог»

«Можно ли утверждать, что «неоклассические» тенденции начала столетия не получили в России законченного организационного оформления? Нет. Стоит назвать конкретные выступления художественно-критической части журнала «Аполлон» (один из примеров — статья Л. Бакста «Пути классицизма в искусстве», № 2 , 3), активные действия «Нового общества художников» в Санкт-Петербурге, Д,Н. Кардовский, К.Ф. Богаевский, П.И. Нерадовский и др.). Весьма существенный факт — участие в новых выставках общества Б. М. Кустодиева, искавшего в то время монументальную образность для решения темы России. Частое присутствие на выставках работ И. А. Фомина, В. А. Щуко, А. В. Щусева — молодых архитекторов, чьи проекты на рубеже 10-х годов были общеупотребительными примерами русского неоклассицизма.

 

И наконец, вся выставочная деятельность «Московского салона», художественная программа которого была утверждением связей между прошлым и настоящим. Что же касается видимого многостилья, или, вернее, разнохарактерности форм, то это не недостаток, а особенность.

 

Особенность не только в сознательной ориентации на прошлое, но и в сознательном стремлении к рекон струкции формальной системы прошлого, то есть к цельности. А отсюда — желание создать предпосылки для постепенного вызревания интеллигентного человека, умеющего ценить красоту и духовность в целом.

 

Предлагаемая вниманию зрителей часть творческого наследия художников «Московского салона — это первая попытка способствовать появлению на страницах истории искусства XX века еще еще строчки.

 

И если проделанная нами работа хоть чем - нибудь дополнит уже раскрытое, то мы будем считать свою задачу выполненной.

 

 

 

1Гофман М.Л. Романтизм, символизм и декаденство. Вступительная статья в «Книге о русских поэтах последнего десятилетия», СПб., М. т-во М.Вольф (б.г.).
2Бенуа А.Н. Художественные письма. «Речь», 1910г. 8(21) сентября, №246, с.2.
3Черновые наброски программы «Новой выставки живописи, графики и скульптуры». Автограф рукописи начала 1910-х гг. РГАЛИ, ф.2432, оп.1,ед.хр.145.
4Устав общества «Московский салон», РГАЛИ, фонд 2432, оп. 1, ед. хр. 262.
5Общество художников «Московский салон». Каталог выставки живописи, скульптуры и архитектуры в помещении Экономического общества офицеров. М., 1911, с.1.
6Рецензия в газете «Утро России». 1916. №49.

 

 



Имя:
Телефон:
E-mail:
Ваше сообщение:
Ваше сообщение успешно отправлено. Мы свяжемся с вами в ближайшее время. Спасибо!
При отправке сообщения возникла ошибка. Пожалуйста, попробуйте еще раз
или напишите нам на адрес gallery@elysium.ru