RU  |  EN
Москва, Центральный Дом художника,
Крымский вал, Новые галереи ЦДХ, галерея 10
Ежедневно кроме понедельника, с 11-00 до 19-00
+7 (499) 230 00 77  |  gallery@elysium.ru
издания галереи
Индексы арт-рынка
ИндексДатаЗнач.Изм.
10/11 1700.81 +0.17%  (09/11) 
13/01 2862.42 -0.10%  (25/12) 
новости искусства
«Не счесть алмазов…» Юбилейная коллекция «Антиквариума» на аукционе 15 декабря
Каталог субботнего аукциона составили 200 лотов — редкие книги, автографы, письма, иконы, живопись, графика. Начало торгов в 14:00 »
12 Декабрь 2018
«Игорь Вулох. Эволюция белого» в Казани
В Галерее современного искусства ГМИИ РТ до 31 января открыта выставка к 80-летию художника-нонконформиста Игоря Вулоха (1938–2012) »
10 Декабрь 2018
все новости
Выставки
Художники театра К. Я. Голейзовского.1918-1932
Дата проведения: 29.11.2012 - 27.12.2012

29 ноября 2012 года галерея «Элизиум» открылавыставку «Художники театра К. Я. Голейзовского. 1918–1932», продолжающую цикл выставок, посвященных авангардному театру. Первая выставка цикла — «Памятники русского театрального авангарда» — состоялась в 2006 году.

 

Касьян Голейзовский (1892–1970) — одна из знаковых фигур русского балета ХХ века, талантливейший русский балетмейстер, подлинный новатор — всю жизнь боролся за обогащение, обновление танцевального языка. Наследник классической балетной традиции русской школы, он жил в «состоянии постоянной жажды открытий» и пришел к подлинно авангардной хореографии, требовавшей от художника нового языка и новых приемов для решения новых задач.

 

Выставка охватывает период с середины 1910-х до 1932 года. Это был значительный и плодотворный этап в жизни Голейзовского-балетмейстера. Ранний период его творчества пришелся на время становления и развития русского авангардного театра 1910–20-х годов, и в этот процесс К. Голейзовский внес важнейший вклад. Оформление сценического пространства и театральный костюм — часть пластической концепции Голейзовского. Сам одаренный художник, Голейзовский сотрудничал лишь с теми, кто был талантлив и отвечал его авангардным исканиям. Для этих художников недолгое время русского классического авангарда стало периодом высших достижений в театральном искусстве. На выставке будет представлено творчество одиннадцати художников: П. С. Галаджева, Дани, В. А. Ефимова, Н. А. Мусатова, А. Г. Петрицкого, Г. А. Пожидаева, А. М. Родченко, М. М. Сапегина, Н. И. Сибиряковой-Голейзовской, Б. Р. Эрдмана, С. И. Юткевича, а также произведения самого К. Я. Голейзовского.

 Сибирякова-Голейзовская Н.И.Эскиз женского костюма для «Восточного танца» на муз.К.Сен-Санса. 1916, Интимный театр. Бумага, аква, тушь, графАР

За несколько лет балетмейстер прошел путь от кубистической стилизации в эскизах Г. Пожидаева для балета «Маска Красной смерти» (1919) к конструктивистскому оформлению танцевальных композиций первой половины 1920-х годов Б.Р. Эрдмана и А.Г. Петрицкого.

 Голейзовский. Маски.Арлекин.1919 48х35,5 ГЦТМ P1320861

В постановках К. Голейзовского изменяется сам тип сцены балетного театра, впервые появляется декорация-конструкция. Он применяет конструктивистское оформление в балетах «Сарказмы» (1922), Б.Р. Эрдман и А.Г. Петрицкий  разрабатывают для него конструктивистские сценические декорации к балету «Фавн» (1922) и  «Смерть Изольды»(1924). Совершенным образцом конструктивистских изысканий Голейзовского  1920-х годов можно считать декорации Б.Р. Эрдмана к балету «Иосиф Прекрасный» (1925).

 Голейзовский. Трактирщик. Арлекинада. 1919. 41,8х33,6. АРХИВ

Среди художников, с которыми сотрудничал Голейзовский, — тонкий график П.С. Галаджев, В его эскизах кубизм и конструктивизм  воплотились в особо изящных и высокохудожественных формах. Н.А. Мусатов, в костюмах которого пластика обнаженного тела танцовщика не скрывалась от глаз зрителя, но подчеркивалась летящими, яркими элементами — лентами, тканями, что бесконечно разнообразило зрелище танца, дополняя движение и позы; Б.Р. Эрдман — самый изобретательный и концептуальный художественный соавтор Голейзовского, чьи лаконичные композиции, сделанные в конструктивистской стилистике и обогащенные выразительными деталями, тканями, материалами костюмы естественным образом становились не только украшением танца, но и его полноправным участником.

 Голейзовский Пара 1921 38х33,3 Архив

Каждого автора из тех, кто представлен в настоящем каталоге, исследователи называют в числе самых ярких представителей русского театрального авангарда.

 

Настоящая выставка, приуроченная к 120-летию со дня рождения выдающегося русского балетмейстера, организована совместно с Государственным центральным театральным музеем им. А. А. Бахрушина, Музеем Государственного академического Большого театра России, Государственным центральным музеем кино, Российским Государственным архивом литературы и искусства и фондом «Сохранение творческого наследия Касьяна Голейзовского». Музеи и архив предоставили для выставки 68 произведений из своих собраний, всего же в состав выставки войдет более 200.

 

Выставка сопровождается объемным научным каталогом, в котором опубликованы 207 произведений (некоторые — впервые), приведены уточненные биографии художников и статьи известных специалистов Е. Я. Суриц и И. Н. Дуксиной, посвященные творчеству балетмейстера-новатора и сотрудничавших с ним художников. Кроме того, в каталоге впервые будет дана подробная иллюстрированная хроника событий творческой жизни К. Голейзовского с 1909 по 1932 год. Хроника, ставшая результатом кропотливой исследовательской работы, составлена на основе архивных документов и научных публикаций признанных специалистов, в ней систематизирован массив сведений о богатой и разнообразной творческой деятельности балетмейстера и участии в ней художников театра. Хроника, статьи и биографии сопровождаются иллюстрациями из журналов 1910–20-х годов, редкими фотографиями из частных и государственных архивов.

 

Каталог снабжен справочным аппаратом, в том числе аннотированным именным указателем, призванным дополнить представление читателя о времени и интересах К. Голейзовского и художников его круга.

 

Выставкой «Художники театра Касьяна Голейзовского. 1918–1932» галерея «Элизиум» отмечет 15-летие со дня своего основания.

 

Контактная информация:

Москва, Центральный Дом художника, Крымский Вал, Новые галереи ЦДХ, галерея 10

Часы работы: ежедневно, кроме понедельника, с 11.00 до 19.00

Телефон: (499) 230–00–77

Телефон/факс: (499) 230–00–75

Е-mail: elysium@aha.ru, elysium@elysium.ru

Web: www.elysium.ru

Facebook: www.facebook.com/GalleryElysium

 



Фотографии с выставки
Имя:
Телефон:
E-mail:
Ваше сообщение:
Ваше сообщение успешно отправлено. Мы свяжемся с вами в ближайшее время. Спасибо!
При отправке сообщения возникла ошибка. Пожалуйста, попробуйте еще раз
или напишите нам на адрес gallery@elysium.ru