Среди всех видов финансовых инвестиций живопись, как один из объектов тезаврации, за период с 2000 по 1-ую 2008 года с точки зрения доходности стала одним из самых привлекательных инструментов инвестирования. По сравнению с международоном рынком ценных бумаг, рынками золота и банковских депозитов, арт-рынок способен приносить профессиональным инвесторам прибыль в размере до 30-50% годовых и выше.
Арт-рынок, как объект инвестиций, находится сегодня в стадии развития. После кризиса 1990, когда японские коллекционеры и инвесторы «перегрели» рынок необоснованными ценами, до 1998-2000 годов на нем присутствовали только коллекционеры. Однако в связи со стремительным ростом цен на живопись и высокими возможностями инвестирования на рынке с начала 2000-х стали появляться профессиональные игроки, ориентированные на покупку предметов живописи только в качестве объекта вложения средств. Сегодня доля инвесторов на международном арт-рынке среди общего числа участников составляет около 50%. И это неудивительно - как показывают результаты продаж на ведущих мировых аукционах, цены на мировом арт-рынке на безупречные вещи художников с мировым именем с 2003 по 2008 год выросли более чем на 400%.
Идея вложения в искусство приходится по душе всем видам инвесторов. Коллекция произведений искусства, оставаясь доступной в любой момент, может постоянно находиться в любом месте с благоприятными условиями для перевозки и хранения (например, в Швейцарии). Кроме того, для арт-рынка характерно практически полное отсутствие рисков, связанных с падением стоимости произведений антиквариата, т.к. интерес к дорогим работам в критическое время растет, а не падает. Вложения в произведения искусства в периоды экономических кризисов, войн и других экстремальных ситуаций обладают исключительной привлекательностью и по праву считаются "убежищем" для крупного капитала.
Доказательством этому могут служить итоги аукционных продаж в период мирового кризиса в 2008-2010 годах. Во-первых, увеличилось количество проданных работ. Если до кризиса этот показатель составлял в среднем 60-70% от числа выставленных лотов, то во время кризиса он вырос до 80-90%, хотя качество[1] продававшихся работ было гораздо ниже, чем в докризисный период. Это было связано с опасениями продавцов выставлять работы на торги и потерпеть неудачу, что, как правило, негативно складывается на ликвидности и стоимости произведения искусства. Тем не менее, даже за работы среднего качества разворачивалась серьезная борьба, и результаты продаж зачастую превышали верхние эстимейты[2]. Во-вторых, результаты продаж топ-лотов торгов в период кризиса убедительно доказали, что на произведения высшего качества всегда есть спрос и они остаются в цене. В 2010 году дважды обновлялся мировой рекорд цены произведения искусства: сначала Джакометти (104,3 млн. долл. Sothebys, 03.02.2010), а потом Пикассо (106,5 млн. долл.Christies. 04.05.2010). А для некоторых ведущих аукционных домов, в частности для Bonhams и Christie’s, год 2010-й так и вовсе оказался лучшим в их многолетней истории.
Капитализация 1000 самых дорогих работ, проданных когда-либо на аукционных торгах, в 2008-2009 году не только не упала, но повысилась на 12,6% и 4,2% соответственно, включая «входной барьер».
Таблица №1. Динамика капитализации Skate’s TOP-1000
Дата/Показатель |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Капитализация 1000 работ |
8,62 млрд. долл. |
9,33 млрд. долл. |
11,55 млрд. долл. |
13 млрд. долл. |
13,5 млрд. долл. |
Прирост |
5,3% |
8,3% |
23,8% |
12,6% |
4,2% |
Входной порог в топ-1000 |
3,63 млн. долл. |
3,98 млн. долл. |
4,98 млн. долл. |
5,61 млн. долл. |
5,93 млн. долл. |
Повышение входного порога, % |
3,3% |
9,8% |
24,6% |
13,0% |
5,7% |
Это связано с крайне малым количеством произведений искусства музейного уровня и неизменно высоким интересом со стороны потенциальных покупателей. Суммарный рост капитализации индекса Skate’s Top-1000 за период с 2005 по 2009 г.г. составил 60%. Возросла также «оборачиваемость» самых дорогих работ, в 2005 г. их повторные продажи составляли 8,6%, в 2008 г. – 14,2%.
Кроме того, это подтверждает тот факт, что искусство, обладающее подлинной ценностью, является средством хеджирования финансовых рисков и диверсификации активов, «убежищем» для капитала, выводимого с волатильных рынков.
Шедевры произведений искусства являются идеальным, с точки зрения роста стоимости, объектом инвестирования. С одной стороны, спрос на нетленные ценности остается всегда, с другой - есть тенденция «сжатия рынка» на фоне естественной убыли и объективной невоспроизводимости предметов искусства. Редкость произведений приводит к ситуации монополии: пока есть желающие приобрести произведение, его владелец может запрашивать любую цену. Этот феномен частично объясняет пузыри на рынке искусства.
Кризисный период на арт-рынке является прекрасной возможностью для покупки новых произведений искусства, и многие коллекционеры и инвесторы в 2008-2010 действовали, исходя именно из этой логики. Начало 2000-х годов убедительно доказало, что инвестиции в искусство могут приносить солидную прибыль, поэтому, когда появляется возможность приобретать произведения искусства на 10-20% ниже рыночной стоимости, то опытные игроки стараются не упускать ее. Ниже приведены примеры доходности вложений средств в произведения искусства разных художественных направлений.
Повторные продажи художников в 2010 году |
|||||||
Художник |
Название |
Цена продажи, $ |
Дата продажи |
Цена продажи |
Дата продажи |
Прирост стоимости |
Доходность в % годовых |
Огюст Роден |
Le Penseur |
4,05 млн. |
2010 |
10,5 млн.долл. |
2010 |
259% |
>260% |
Жан Мишель Баския |
Joy |
806 500 |
2009 |
1,5 млн. долл. |
2010 |
185% |
123% |
Герхард Рихтер |
Абстрактная картина |
1 248 000 |
2005 |
10 млн. долл. |
2010 |
800% |
160% |
Ксу Бейхонг |
Две свиньи |
44 541 |
1998 |
1,67 млн. долл. |
2010 |
3749% |
312% |
Исуму Ногачи |
Ундина |
155 350 |
2008 |
3,7 млн. |
2010 |
2381% |
1190% |
Эффективность вложения средств в предметы живописи зависит от многих факторов: суммы затрат на приобретение произведений искусства, художественного направления, к которому принадлежал мастер, периода инвестирования средств, состояния арт-рынка. Эти и многие другие факторы напрямую влияют на достижение необходимого уровня доходности при вложении денежных средств в живопись.
Таким образом, подводя итог, главными преимуществами инвестирования в произведения искусства являются:
Если Вас заинтересовали возможности и варианты вложения средств в произведения искусства, обращайтесь по телефону 8-499-230-00-77 за более подробной информацией. Лучшие специалисты арт-рынка помогут Вам выбрать подходящую для Вас стратегию инвестирования на рынке искусства, исходя из Ваших вкусов, бюджета и сроков.