издания галереи
Размещение изображений произведений искусства на сайте галереи Элизиум имеет исключительно информационную цель и не связано с извлечением прибыли. Не является рекламой и не направлено на извлечение прибыли.
Доходность инвестиций в искусство

 

Среди всех видов финансовых инвестиций живопись, как один из объектов тезаврации, за период с 2000 по 1-ую 2008 года с точки зрения доходности стала одним из самых привлекательных инструментов инвестирования. По сравнению с международоном рынком ценных бумаг, рынками золота и банковских депозитов, арт-рынок способен приносить профессиональным инвесторам прибыль в размере до 30-50% годовых и выше.

 

Арт-рынок, как объект инвестиций, находится сегодня в стадии развития. После кризиса 1990, когда японские коллекционеры и инвесторы «перегрели» рынок необоснованными ценами, до 1998-2000 годов на нем присутствовали только коллекционеры. Однако в связи со стремительным ростом цен на живопись и высокими возможностями инвестирования на рынке с начала 2000-х стали появляться профессиональные игроки, ориентированные на покупку предметов живописи только в качестве объекта вложения средств. Сегодня доля инвесторов на международном арт-рынке среди общего числа участников составляет около 50%. И это неудивительно - как показывают результаты продаж на ведущих мировых аукционах, цены на мировом арт-рынке на безупречные вещи художников с мировым именем с 2003 по 2008 год выросли более чем на 400%.

 

Идея вложения в искусство приходится по душе всем видам инвесторов. Коллекция произведений искусства, оставаясь доступной в любой момент, может постоянно находиться в любом месте с благоприятными условиями для перевозки и хранения (например, в Швейцарии). Кроме того, для арт-рынка характерно практически полное отсутствие рисков, связанных с падением стоимости произведений антиквариата, т.к. интерес к дорогим работам в критическое время растет, а не падает. Вложения в произведения искусства в периоды экономических кризисов, войн и других экстремальных ситуаций обладают исключительной привлекательностью и по праву считаются "убежищем" для крупного капитала. 

 

Доказательством этому могут служить итоги аукционных продаж в период мирового кризиса в 2008-2010 годах. Во-первых, увеличилось количество проданных работ. Если до кризиса этот показатель составлял в среднем 60-70% от числа выставленных лотов, то во время кризиса он вырос до 80-90%, хотя качество[1] продававшихся работ было гораздо ниже, чем в докризисный период.  Это было связано с опасениями продавцов выставлять работы на торги и потерпеть неудачу, что, как правило, негативно складывается на ликвидности и стоимости  произведения искусства. Тем не менее, даже за работы среднего качества разворачивалась серьезная борьба, и результаты продаж зачастую превышали верхние эстимейты[2]. Во-вторых, результаты продаж топ-лотов торгов в период кризиса убедительно доказали, что на произведения высшего качества всегда есть спрос и они остаются в цене. В 2010 году дважды обновлялся мировой рекорд цены произведения искусства: сначала Джакометти (104,3 млн. долл. Sothebys, 03.02.2010), а потом Пикассо (106,5 млн. долл.Christies. 04.05.2010). А для некоторых ведущих аукционных домов, в частности для Bonhams и Christie’s, год 2010-й так и вовсе оказался лучшим в их многолетней истории.

Капитализация 1000 самых дорогих работ, проданных когда-либо на аукционных торгах, в 2008-2009 году не только не упала, но повысилась на 12,6% и 4,2% соответственно, включая «входной барьер».

Таблица №1. Динамика капитализации Skates TOP-1000

Дата/Показатель

2005

2006

2007

2008

2009

Капитализация 1000 работ

8,62 млрд. долл.

9,33 млрд. долл.

11,55 млрд. долл.

13 млрд. долл.

13,5 млрд. долл.

Прирост

5,3%

8,3%

23,8%

12,6%

4,2%

Входной порог в топ-1000

3,63 млн. долл.

3,98 млн. долл.

4,98 млн. долл.

5,61 млн. долл.

5,93 млн. долл.

Повышение входного порога, %

3,3%

9,8%

24,6%

13,0%

5,7%

 

Это связано с крайне малым количеством произведений искусства музейного уровня и неизменно высоким интересом со стороны потенциальных покупателей. Суммарный рост капитализации индекса Skate’s Top-1000  за период  с 2005 по 2009 г.г.  составил 60%. Возросла также «оборачиваемость» самых дорогих работ, в 2005 г. их повторные продажи составляли 8,6%, в 2008 г. – 14,2%.

 

Кроме того, это подтверждает тот  факт, что искусство, обладающее подлинной ценностью, является средством хеджирования финансовых рисков  и диверсификации активов, «убежищем» для капитала, выводимого с волатильных рынков.

 

Шедевры произведений искусства являются идеальным, с точки зрения роста стоимости, объектом инвестирования. С одной стороны, спрос на нетленные ценности остается всегда, с другой - есть тенденция «сжатия рынка» на фоне естественной убыли и объективной невоспроизводимости предметов искусства. Редкость произведений приводит к ситуации монополии: пока есть желающие приобрести произведение, его владелец может запрашивать любую цену. Этот феномен частично объясняет пузыри на рынке искусства.

 

Кризисный период на арт-рынке является прекрасной возможностью для покупки новых произведений искусства, и многие коллекционеры и инвесторы в 2008-2010 действовали, исходя именно из этой логики. Начало 2000-х годов убедительно доказало, что инвестиции в искусство могут приносить солидную прибыль, поэтому, когда появляется возможность приобретать произведения искусства на 10-20% ниже рыночной стоимости, то опытные игроки стараются не упускать ее. Ниже приведены примеры доходности вложений средств в произведения искусства разных художественных направлений.

 

Повторные продажи западных художников 2007-2008

Повторные продажи русских художников 2007-2008

 

Повторные продажи художников в 2010 году

Художник

Название

Цена продажи, $

Дата продажи

Цена продажи

Дата продажи

Прирост стоимости

Доходность в % годовых

Огюст Роден

Le Penseur

4,05 млн.

2010

10,5 млн.долл.

2010

259%

>260%

Жан Мишель Баския

Joy

806 500

2009

1,5 млн. долл.

2010

185%

123%

Герхард Рихтер

Абстрактная картина

1 248 000

2005

10 млн. долл.

2010

800%

160%

Ксу Бейхонг

Две свиньи

44 541

1998

1,67 млн. долл.

2010

3749%

312%

Исуму Ногачи

Ундина

155 350

2008

3,7 млн.

2010

2381%

1190%

 

Эффективность вложения средств в предметы живописи зависит от многих факторов: суммы затрат на приобретение произведений искусства, художественного направления, к которому принадлежал мастер, периода инвестирования средств, состояния арт-рынка. Эти и многие другие факторы напрямую влияют на достижение необходимого уровня доходности при вложении денежных средств в живопись.

 

Таким образом, подводя итог, главными преимуществами инвестирования в произведения искусства являются:

 

  1. Высокая доходность от инвестиций в высококачественные произведения искусства;
  2. Постоянно растущий спрос на первоклассные произведения живописи;
  3. Наличие арт-активов в инвестиционном портфеле снижает уровень риска портфеля (по данным исследования банка Merill Lynch);
  4. Благоприятные прогнозы развития рынка искусства в краткосрочном и долгосрочном аспектах;
  5. Возможность выбора приемлемого ценового диапазона. Инвестировать в произведения искусства можно начиная от трех и заканчивая сотнями тысяч долларов;
  6. Широкий простор для инвестиционной деятельности как крупных, так и малых участников арт-рынка;
  7. Эстетические «дивиденды» от обладания произведениями искусства;
  8. Возможность повышения социального статуса, расширения круга интересов и деловых контактов.

 

Если Вас заинтересовали возможности и варианты вложения средств в произведения искусства, обращайтесь по телефону 8-499-230-00-77  за более подробной информацией. Лучшие специалисты арт-рынка помогут Вам выбрать подходящую для Вас стратегию инвестирования на рынке искусства, исходя из Ваших вкусов, бюджета и сроков.



[1] Под качеством произведения искусства понимается его искусствоведческая оценка, уровень новаторства и художественное выполнение.

[2] Предварительная оценка аукционным домом стоимости работы (например, эстимейт 5 000 – 10 000, в этом случае 5 000 – нижний эстимейт, 10 000 – верхний)

Имя:
Телефон:
E-mail:
Ваше сообщение:
Ваше сообщение успешно отправлено. Мы свяжемся с вами в ближайшее время. Спасибо!
При отправке сообщения возникла ошибка. Пожалуйста, попробуйте еще раз
или напишите нам на адрес gallery@elysium.ru