RU  |  EN
Москва, Центральный Дом художника,
Крымский вал, Новые галереи ЦДХ, галерея 10
Ежедневно кроме понедельника, с 11-00 до 19-00
+7 (499) 230 00 77  |  gallery@elysium.ru
издания галереи
Индексы арт-рынка
ИндексДатаЗнач.Изм.
10/11 1700.81 +0.17%  (09/11) 
13/01 2862.42 -0.10%  (25/12) 
новости искусства
Аукцион фарфора «Среди коллекционеров» принес 8,6 миллиона рублей
Топ-лотом стала редкая тарелка ГФЗ 1920–1921 гг. с агитационной росписью Н. С. Благовещенской-Васильяновой, проданная за 1 миллион рублей »
22 Март 2019
«Литфонд» наторговал искусством на 97,8 миллиона рублей
За торгами «Шедевры русского искусства» 16 марта следило около сотни участников по интернету, телефонам и, конечно же, в зале »
22 Март 2019
все новости
Русский арт-рынок в 2011. Итоги

2011-й для русского рынка искусства стал годом «зрелого кризиса». Это когда заметного улучшения не произошло, надежды на близкий выход улетучились, но и хуже тоже не стало. Статистика ARTinvestment.RU это в целом подтверждает. Притом лучшей выглядит та статистика, которая опирается не на российские, а на зарубежные продажи русского искусства. С одной из таких цифр и начнем.

 

1. 5 новых аукционных рекордов зафиксировано в уходящем году в русском топ-20.Рейтинг ARTinvestment.RU обновился на четверть. 2011 год вообще стал рекордным по частоте обновления рейтинга аукционных результатов для русского искусства. «Новобранцев» в честь такого случая не грех и перечислить:

 

    • 8 место: Николя де Сталь. Лежащая обнаженная. 06.12.2011. 6 [7] миллионов евро;
    • 9 место Тамара де Лемпицка. Сон (Рафаэла на зеленом фоне). 2.11.2011. [8,48] миллиона долларов;
    • 10 место: Илья Репин. Парижское кафе. 06.06.2011. 4 [4,52] миллиона фунтов;
    • 11 место: Василий Поленов. Кто из вас без греха? 30.11.2011. [4,07] миллиона фунтов;
    • 20 место: Василий Верещагин. Тадж-Махал, Вечер. 06.06.2011. 2 [2,28] миллиона фунтов.

 

Стоит ли упоминать, что все новые рекорды установлены за рубежом — в Лондоне, Нью-Йорке и Париже (редкий случай, но самый дорогой де Сталь был продан на французском ArtCurial). В целом заморские продажи всем подняли настроение. Но сказать, что эти новости как-то шибко повлияли на российский арт-бизнес, пожалуй, нет. Еще интересно, что первая десятка мирового рейтинга аукционных рекордов весь 2011 год простояла не шелохнувшись. Нет у них там широты души.


2. 100 % проданных лотов — впервые в истории с таким «сухим» счетом был разыгран стринг русского искусства в Лондоне в 2011 году. В рамках «русской недели» в ноябре в Лондоне была подчистую распродана коллекция графики Александра Бенуа. Справедливости ради заметим, что несколько лотов сходу не нашли покупателей. Но потом участники попросили «повторить», и в итоге ушло все. За «чистый» результат лорду Полтимору были вручены белые перчатки — редчайший случай в истории современных аукционных торгов.


3. На 22 процента выросли по итогам года средние цены в сегменте русского искусства, т. е. условная тысяча долларов, вложенная в русское искусство, превратилась в 1 226 долларов. Думаю, что такой позитивной статистикой мы обязаны именно зарубежным аукционам, на которых продавались русские лоты. В России цены так не росли.

 

Кстати, ценовой индекс мирового искусства рос примерно с той же динамикой, что и русский сегмент, даже быстрее. Но к концу года цены немного откатились. В итоге, по расчетам ARTinvestment.RU, условная тысяча долларов, вложенная в мировое искусство, к концу года выросла до 1 183 долларов.


4. Более 10 новых локальных аукционов появилось в Москве за прошедший год. Конечно, большинство из них успело провести лишь по паре сессий торгов. И в таких случаях всегда есть риск, что аукцион не станет регулярным, а будет проводиться лишь в ситуационном режиме, от случая к случаю. Но тенденция есть четкая: аукционный формат становится все более востребованным как у устроителей, так и у покупателей. Одна (далеко не главная) из причин этого состоит в желании людей фиксировать цену через публичную продажу. Известны случаи, когда о сделке покупатель и продавец договаривались заранее, но все равно проводили вещь через аукцион, чтобы у картины нарабатывался провенанс. И такая потребность в цивилизованном подходе — это тоже отрадная тенденция.


5. 29,7 миллиона рублей — такой оказалась цена самой дорогой картины, проданной на аукционе в России в 2011 году. И произошло это не в Москве, как можно было бы предполагать, учитывая рост числа столичных аукционных площадок, а в Петербурге, на торгах дома «Русские сезоны» 15 мая: панно «Богиня вод» Константина Маковского ушло почти по верхней границе эстимейта (25,5–30 миллионов). До рекордных для Маковского двух с лишним миллионов фунтов еще далеко, но лондонские цены и высокий антураж вообще у нас пока плохо приживаются.

МАКОВСКИЙ К. Е. Богиня вод. 2-я половина 1880-хМАКОВСКИЙ К. Е. Богиня вод. 2-я половина 1880-х
Холст, масло. 200 х 136
«Русские сезоны». СПб. 15 мая 2011
Эстимейт: 25,5–30 миллионов рублей
Результат: 29,7 миллиона рублей


6. На 4 процента в сравнении с прошлогодним показателем снизился процент продаваемых лотов в сегменте русского искусства. Индекс покупательской активности для русского искусства ARTIMXba-RUS снизился с 68 пунктов в начале года (это когда продается в среднем 68 процентов из всех выставленных русских лотов) до текущих 64 пунктов. А был момент, когда он уходил и вовсе на 63 пункта. Для сравнения: индекс покупательской активности для мирового искусства весь год оставался удивительно стабильным — как продавалось на аукционах 69 процентов выставляемых лотов, так и продается. Ничего не меняется. Это, подчеркну, в мире. Непосредственно в России на внутренних аукционах процент продаж весь год был значительно ниже. А именно…


7. 30 процентов проданных лотов — таков обычный итог для московских регулярных аукционов. А уж результат выше 40 процентов — это уже считается, что очень неплохо. ARTinvestment.RU в конце года отследил ситуацию в залах основных московских площадок (включая «Гелос», «Совком» и Галерею Леонида Шишкина) и убедился, что настрой публики — деловой, даже, можно сказать, скептически-прагматичный. Есть ощущение, что в этом году иллюзий здорово поубавилось. Вероятно, ожидания, что все внезапно вернется к докризисным ценам, окончательно растаяли. И люди просто перестали откладывать решения на будущее, совершая сделки по сегодняшним реалистичным ценам.

 

Приведенную статистику, отражающую состояние русского арт-рынка в уходящем году, остается дополнить собственными ощущениями. Главное из них — кризис никуда не делся, просто с ним научились как-то жить. Да, никакого ранее ожидаемого «жора» не наступило. Но, с другой стороны, культурная жизнь не то что не скукожилась от безденежья, а, наоборот, даже расцвела. Выставки проходили в плотнейшем графике, а почти каждые выходные весной и осенью проводилось по нескольку аукционов. Такого на нашей памяти никогда не было. А раз культурная жизнь бурлит, то и рынок искусства своего не упустит. Кстати, одним из завоеваний уходящего года стало повышение доступности предложения: галереи и аукционы в своей политике вынуждены были смещаться в сторону реального платежеспособного спроса. С 2011 года средние вещи уже не стесняются продавать за те деньги, которые за них готовы платить. Без надувания щек и мыслей о том, сколько это стоило в «жирные» годы. Одним из самых показательных экспериментов в этом смысле стал аукцион Галереи Леонида Шишкина «Все от 5000 рублей», который распродался почти без остатка.

 

Наконец, уходящий год прошел под знаком смены муниципальных и федеральных элит. В России, как показала жизнь, эти процессы напрямую отражаются на арт-рынке. И даже задают его цикличность. Кто-то считает, что влияние это даже посильнее финансового кризиса. В полтора-два переходных года, когда старые чиновники собирают чемоданы, а новые обживают кабинеты, им самим, а также их широкому окружению и бизнес-партнерам бывает шибко не до искусства. Лишь потом все, как правило, налаживается. И в этом смысле сегодня прогнозы — дело вдвойне неблагодарное.

 

Лучше пожелаю всем нам в новом году больше встреч с хорошим искусством. К тому же такие встречи всегда поучительны. Если классика развивает вкус и учит не терять чувство меры, то современное искусство и вовсе обладает провидческим даром — аккумулирует и конденсирует заряды общественной атмосферы.

Имя:
Телефон:
E-mail:
Ваше сообщение:
Ваше сообщение успешно отправлено. Мы свяжемся с вами в ближайшее время. Спасибо!
При отправке сообщения возникла ошибка. Пожалуйста, попробуйте еще раз
или напишите нам на адрес gallery@elysium.ru