
Живописец, график и театральный художник.
Родилась и умерла в Москве.
Занималась в мастерских «Пролеткульта» (1921 – 1923) у Л.Ф.Жегина, во ВХУТЕМАСЕ в Москве (1924 – 1925).
Участница выставок с 1926. Автор работ: «Цветы» (акв., 1928), «В детском саду» (масло, 1930), «Автопортрет» (масло, 1930), серий - «Дон Кихот» М.Сервантеса (пастель, 1941- 47), городские пейзажи (акв., 1954 – 56), «Циркачи» (масло, 1960 – 1963), др. Оформляла спектакли в Центральном театре кукол в Москве («Поросенок в ванне» Е.Сперанского – 1933, «Каштанка» по А.П.Чехову – 1935). Иллюстрировала детские книги: «Горе-хозяин» (1929), «Только сколько» М.Гершензона (1934), «приключения братца кролика» С.И.Шварцмана (1941), др.
С 1957 работает в промышленной графике (торговые знаки и т.п.)
Ее работы экспонировались на выставке в Париже (1928). Учителями Т.Б.Александровой были Л.Ф.Жегин, Вера Ефремовна Пестель. Т.Александрова участвовала в последней выставке «Маковца» и на всех выставках общества «Путь живописи», включая выставку в Париже, организованную М.Ларионовым. Принимала участие в выставке в клубе МГУ, где экспонировались также работы Л.Ф.Жегина и В.Е.Пестель. В 1979 г. состоялась ее персональная выставка на ул. Вавилова.
Ее работы представлены в Русском музее, в Московском областном музее в Новом Иерусалиме, в Нукусе, в Серпуховском музее, в Архангельске, других музеях и частных собраниях.
(Статья «До последнего часа. (Татьяна Александрова)// Московский художник, N 4, 1987
Выставка, представляющая более чем пятидесятилетний творческий труд Т.Б.Александровой и, по-существу, являющаяся первой (в 1967 г. была персональная выставка Алесандровой в комбинате графического искусства, объем которой был значительно меньше) ретроспекцией ее работ, для многих как бы заново открывает этого уникального художника.
Татьяна Борисовна Александрова принадлежит к числу тех художников, чье творчество в наши дни еще недостаточно изучено . Творческая биография художника началась в 20-е годы. Непосредственными учителями ее были В.Е.Пестель и Л.Ф.Жегин. Александрова начала выставляться на последних выставках общества «Маковец» в 1925 году.
В 1926 году на основе «Маковца» под руководством Л.Ф.Жегина возникает объединение «Путь живописи», в которое, кроме Александровой, входили: Л.Жегин, В.Пестель, П.Бабичев, И.Николаевцев, В.Губин, С.Гриб, В.Коротеев, Г.Костюхин, В.Дмитриев. Высокий профессиональный уровень и место этой группы в художественной жизни тех лет , за последнее десятилетие получает все большее признание и вызывает всеобщий живой интерес. Для более острой характеристики значимости этого общества и подтверждения актуальности их искусства именно в конце 30-х годов можно привести тот факт, что в 1928 году Михаил Ларионов устраивает выставку этой группы в Париже.
С первых выступлений Татьяны Борисовны на выставках проявилось ее индивидуальное самостоятельное начало. Явно ученического или подражательного периода ее творчество не знало. В ранних произведениях времени выставок «Путь живописи» (1927 – 1930) она выражала тенденции одновременно романтической и реалистической линии живописной культуры 20-х годов.
Художники группы «Путь живописи» ставили перед собой наиболее интересные проблемы в искусстве, связанные с живописной пластикой, пространственно конструктивной основой произведения, проблемой художественного анализа духовной сущности жизни. Эти задачи они старались решать в пределах скромной сюжетной тематики, обращаясь преимущественно к таким камерным по характеру жанрам, как пейзаж, интерьер, портрет, автопортрет, натюрморт.
Для этого периода Александровой характерен большой интерес к натюрморту и пейзажу. В натюрмортах 1925 – 1928 годов утверждается духовная и пластическая ценность простых предметов окружающего нас мира. Из незначительного, казалось бы, камерного ощущения мимолетной прелести свежих полевых цветов («Натюрморт. Цветы». 1926 – 1927) или величественной строгости естественных форм и объемов («Натюрморт». 1926) живописец извлекает важные качества. Жемчужные валеры сложных цветовых переходов, на которых построен колорит, ведут к утонченности живописи. В многочисленных пейзажах 20-х – 30-х годов Александрова создает обобщенные образы природы. В «Пейзаже» (1928) написан не конкретный ландшафт, не определенное состояние атмосферы времени года. Это скорее синтетический образ природы, созданный на основе слияния многих впечатлений и отношений к миру. Глубинная композиция состоит из пересекающихся пространственных планов. Густо положенные цветовые мажорные плоскости леса чередуются со светлыми, часто близкими по силуэту пространствами полей. Происходит сложная цветовая и световая игра. Их каждого красочного пятна цвет постепенно просачивается в соседние плоскости. Значение цветового пятна, его взаимодействие с каждым соседним участком и с общим колористическим строем полотна разрабатывается программно, как в ранних работах, так и в последующие годы. Часто живописная фактура холста напоминает гобелен или фреску. Такова, например, работа «Петухи» (1928). Автор не конкретизирует характер фона – пейзаж это, или просто задник, а пишет зеленое пространство, на фоне которого возникают силуэты черных птиц. Аналогичный изобразительный прием можно видеть и в значительно более поздней работе «Павлины» (1968 – 1969). Здесь живопись совсем уподоблена тканой фактуре гобелена. С декоративной простотой и непосредственностью написаны огромные жемчужно-белые птицы, заполняющие все поле полотна. Спокойная красота птиц акцентирована темным фоном. Фантазия образного мышления Александровой очень часто, на протяжении многих лет связана с миром животных. Птицы, лошади, обезьяны, часто изображаемые художником, кочуют из одного полотна в другое. «Гитарист» (1966) и «Музыкант» (1971) из серии «Карнавал» приобретают оттенок сказочности. Кто-то вроде ряженого медведя исполняет свою празднично-карнавальную мелодию, в одном случае в виде гитариста, в другом – дудочника. Эта своеобразная серия клетчатых новогодних масок, полна заманчивых неожиданностей и праздничного веселья, подобно традиционному народному празднику. Как страстный поклонник цирка зачарованно следит за каждым движением клоуна, так и здесь завороженный зритель постепенно входит в мир музыканта. Скупой колорит, в котором доминируют белый и темный, серо-зеленый цвета, только подчеркивает напряженность карнавальной мелодии этой серии. Пластическая метафора живописца в картинах «Портрет красивого мужчины в маске» и «Возвращение с карнавала» приближается к гротеску. Здесь, пожалуй, уместно обратить внимание на привязанности Александровой к наследию древних культур, на ее любимых художников, а именно – Старая Мексика, Пиросманишвили, Руссо, Тернер, Сезанн, Брак, Шагал. И это только часть имен, в творчестве которых, быть может, хоть косвенно можно найти корни сюжетной и пластической основы александровского мировосприятия. Картины «Башня» (1972) и «Зверинская улица» (1973) посвящены Ленинграду. В них изображение конкретного места Ленинграда заключено в сказочно-метафорический сюжет. На фоне любимого ленинградского пейзажа вдруг возникает образ маленькой гуляющей обезьяны. Автор относится к ней не как к чему-то необыкновенному, а наоборот, старается создать естественную, якобы ничем не примечательную обстановку, в которой вдруг совершенно правомерно появляется фигурка обезьянки под зонтиком. В результате создается метафорический образ неожиданной остроты. В таких работах, как «Лошадка» (1978) и «Ослик» (1978) фантастичность мышления художника соединяется с элементами фольклора, а именно народной декоративной росписью, скульптурой или игрушкой. Живописный строй этих работ сочетает в себе непосредственность и открытость народной раскраски с высокопрофессиональным принципом колорита. Розово-серая лошадка приобретает качество драгоценности на черно-зеленом фоне с желтоватой луной. Несмотря на цветовую скупость, колорит имеет сложную валерную разработку. Эти же черты характерны и для «Ослика», в котором сходство с народной росписью может быть еще более ощутимо. Несколько направленный деформированный рисунок ослика напоминает то, как изображали животных гжельские мастера XYIII века. Это скорее «своеобразный портрет» ослика. Нужно сказать, что тенденция портретирования животных имеет богатый исторический опыт, корни которого нужно искать в глубокой древности, к примеру, в культуре скифов. Татьяна Борисовна – художник глубоко эрудированный в истории искусства и очень увлекающийся искусством древних.
Интересно проследить становление пейзажного образа на работах последних двадцати лет. Натура для художника, как и прежде, не является предметом точной копировки. Александрова создает образ реально увиденной природы , соединенный с ее личным отношением к конкретному пейзажу (например, ленинградскому), она пишет пейзаж, до некоторой степени идеализированный, такой, каким бы ей хотелось его видеть. Отсюда и возникает иногда его романтизация или соединение с метафорическими жанровыми элементами, как это было в «Зверинской улице» (1973) или в «Обезьянке на шаре» (1972). Но натура как бы стоит рядом. Иногда она становится и прямым предметом пейзажа или натюрморта – акварельные серии «Троице-Лыково» (1964 – 1965), «Цветы. Сад под дождем» (1966), натюрморты (1957 – 1958). Пейзажи создаются в самых разных техниках: в одном случае это нежный лирический рисунок, чуть тронутый акварелью – «Зимний парк» (1954) или очень сложный по колориту акварельный лист с гуашью, в другом напряженное полотно, написанное маслом. Акварельный пейзаж 1968 года «Ленинград. Кронверк»поражает артистизмом каждого касания кистью поверхности бумаги. Острое чувство цветовой плоскости или пятна, которое видно в любой работе Александровой, сочетается с мягкостью и подвижностью колорита. При этом следует отметить ритмичную музыкальность цветотонального решения картины. Серия ленинградских пейзажей 1972 года создана в сложной технике, соединяющей сухую кисть, масло и акварель. В пейзаже «Летний сад» изображен только небольшой его участок с одной скульптурой. Волнующий контраст белой статуи, среди стволов деревьев, звучит как дань высокому искусству прошлого. За каждым небольшим ленинградским уголком, которому посвящен тот или иной лист серии, встает образ величественного архитектурного целого всего города. Татьяна Александрова – художник многогранный. Она постоянно работает как станковист, причем ее станковые произведения довольно трудно разграничивать на живопись и графику. Во всех своих живописных и графических работах она выступает, прежде всего, как замечательный колорист.
На протяжении многих лет художник занимается промышленной графикой. В товарных знаках, марках, значках фантазия художника получает более широкие возможности варьировать и сочетать метафорические образы с реальной средой.
Александрова неоднократно обращалась и к театральному искусству. Будучи одним из первых художником в Театре кукол Образцова, в 30-х годах она создала ряд интересных постановок. Своеобразие ее таланта заключается в универсализме творческой системы.
Привычная манера работать параллельно в живописи и графике, станковой и промышленной, составляет одну из существенных черт творческого метода художника. Значительное своеобразие ее искусства – это особое, с артистизмом выражаемое обостренное чувство красоты пластического мира. В современном и прошлом Александрова видит важные для себя художественные качества и ценности, которые органично входят в ее образы. (статья М.Андроновой)